Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Об изменениях в планах создания нового отечественного авиадвигателя стало известно на Международном форуме двигателестроения МФД-2014, который проходил в столице с 15 по 18 апреля
Из-за событий на Украине, в которых активное участие принимает Россия, разрабатываемый двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) нового поколения ПД-14, в ближайшей перспективе может стать единственным мотором для перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21, который в серийном производстве будет называться Як-242. На самолете МС-21 планируется также устанавливать новые американские ТРДД PW 1400G компании «Пратт-Уитни». Именно с двигателями ТРДД PW 1400G запланирован первый полет опытного образца машины МС-21 в 2015 г.
Генеральный конструктор – управляющий директор ОАО «Авиадвигатель» (головной фирмы по разработке ПД-14) Александр Иноземцев сообщил на МФД-2014: «Ожидается, что первый летный образец двигателя ПД-14 будет готов в декабре текущего года, а его испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. М.М.Громова начнутся не позже февраля 2015 г.».
Следует сказать, что на МАКС-2013 заместитель генерального конструктора – главный конструктор семейства двигателей серии ПД пермского конструкторского бюро Игорь Максимов заявил, что согласно утвержденным планам, летные испытания опытного образца двигателя ПД-14, установленного на самолете Ил-76ЛЛ должны начаться в ЛИИ в сентябре 2014 г.
Александр Иноземцев сказал, что подписан график сертификации ПД-14, который финансируется Минпромторговли России. Министерство выделило ЛИИ деньги на доработку и подготовку самолета Ил-76ЛЛ. Поставка ПД-14 для летных испытаний в составе МС-21 запланирована на 2016 г. Можно с большой долей вероятности предположить, что начало летных испытаний первого опытного образца машины МС-21 в лучшем случае произойдет в конце 2016 г. – начале 2017 г.
А.Иноземцев заявил, что для наземных и летных испытаний будет изготовлено 22 двигателя ПД-14. В конце прошлого года был построен и направлен на стендовые испытания первый опытный образец ПД-14 (№ 100-03), а к началу нынешней весны собрали второй опытный образец ПД-14 (№ 100-04). Ранее в 2012-2013 гг. были собраны два двигателя-демонстратора (№ 100-01 и № 100-02). На этих «движках» получены характеристики ПД-14 во всем диапазоне режимов, включая взлетный режим. Выполнен выход двигателя на тягу 14850 кгс, что на 6% превышает тягу, заданную по техническому заданию.
Базовый ТРДД ПД-14 с тягой 14 тс создается в первую очередь для семейства авиалайнеров МС-21. Помимо МС-21 изучается вопрос о применении ПД-14 на разрабатываемом российско-индийском транспортном самолете МТА, а также при дальнейшей ремоторизации модернизированного тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А (проект 476).
ТРДД ПД-14 демонстрировался на МФД-2014 на стенде ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)». Также пермское КБ представило на выставочном форуме макет двигателя ПС-90А2 для Ту-204СМ и двигатель промышленного применения ПС-90ГП-25. Головной образец ПС-90ГП-25 установлен на компрессорной станции «Игринская» ООО «Газпром трансгаз Чайковский», ведется поставка энергоблоков для ОАО «ЛУКОЙЛ».
На МФД-2014 была продемонстрирована интересная новинка: Запорожское ОАО «Мотор Сич» впервые показало макет новой модификации ТРДД Д-436 – двигатель Д-436-148ФМ, который разрабатывается совместно с корпорацией «Ивченко Прогресс» специально для машины Ан-178 – транспортной версии регионального пассажирского самолета Ан-148. По заявлению пресс-службы корпорации «Ивченко Прогресс», первый опытный образец двигателя Д-436-148ФМ будет готов к стендовым испытаниям в конце 2014 г.
Д-436-148ФМ отличается от его предшественника Д-436-148, установленного на пассажирских Ан-148 и Ан-158, прежде всего, увеличенной тягой на взлетном режиме с 6570 кгс до 7900 кгс. Предполагается, что сертификация ТРДД Д-436-148ФМ состоится в 2015 г. – 2016 г.
На МФД-2914 были показаны двигатели гражданского и двойного назначения. Двигатели для летательных аппаратов (ЛА) военного назначения, предприятия, входящие в ОДК, продемонстрируют c 13 по 17 августа на Международном форуме «Технологии в машиностроении – 2014» в Жуковском.
Юрий Пономарев
Фото автора