Ведомства, отвечающие за безопасность на воздушном транспорте, решили не говорить об авиакатастрофах и авариях

Росавиация подведела итоги работы авиатранспортной отрасли страны в прошлом  году

27 марта 2014 г. в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) состоялось заседание коллегии ведомства с повесткой «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2013 г. и основных задачах на 2014 г. и среднесрочную перспективу». С основным докладом выступил руководитель ведомства, отвечающего за гражданскую авиацию, Александр Нерадько.

25 марта 2014 г. руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Касьянов провел расширенное заседание коллегии возглавляемой им структуры, входящей в состав Министерства транспорта (Минтранс) России, посвященное подведению итогов работы за 2013 г.

После обоих мероприятий в пресс-релизах, подготовленных для СМИ, впервые за многие годы странным образом «выпала» статистика по авиакатастрофам и происшествиях на воздушном транспорте.

Согласно информации, представленной в докладе А.Нерадько, «в Российской Федерации в настоящее время продолжают работу 120 коммерческих перевозчиков. В 2013 г. Росавиацией были выданы 5 сертификатов эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, аннулированы 8 сертификатов эксплуатанта, приостанавливалось действие 6 сертификатов эксплуатанта».

Александр Васильевич, в частности, сообщил, что услугами отечественной системы воздушного транспорта воспользовались более 142 миллионов наших и зарубежных граждан. Объёмы перевозок пассажиров через аэропорты России в 2013 г. увеличились на 12%. В 2013 г. только российскими авиапредприятиями было перевезено более 84,5 млн. пассажиров и и чуть более 1 млн тонн грузов.

По сравнению с 2012 г. объемы авиаперевозок увеличились на 14,2%, пассажирооборота –  на 15 %. Тенденция роста сохраняется и в наступившем 2014 г.: за три первых месяца пассажироперевозки увеличились в среднем на 10%.

По неофициальной информации, больше всего аварий и катастроф в 2013г. в количественном отношении произошло, как и в предыдущие годы, не с воздушными судами (ВС) на регулярных рейсах, а с легкими самолетами и вертолетами авиации общего назначения.

Среди наиболее резонансных авиакатастроф прошедшего следует упомянуть крушение пассажирского самолета Боинг-737-500 авиакомпании «Татарстан» вечером 17 ноября, выполнявшим рейс № UA-363 «Москва (Домодедово) – Казань». При заходе на посадку в аэропорту Казани авиалайнер столкнулся с землей. На борту самолета находилось 44 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли. Предварительные итоги расследования авиакатастрофы правительственной комиссией, которую возглавил руководитель Минтранса России Максим Соколов, показали, что причиной трагедии стал человеческий фактор: ошибочные действия пилотов авиалайнера. 19 декабря 2013 г. руководством Росавиации был издан приказ, по которому сертификат эксплуатанта у ОАО «Авиакомпания «Татарстан» аннулирован с 31 декабря 2013 г.

Еще одна крупная авиакатастрофа произошла 26 декабря 2013 г., когда экипаж самолета Ан-12 (выпуска 1963 г.), принадлежащий корпорации «Иркут», выполнял полет с грузом с заводского аэродрома Ельцевка (Новосибирск) на аэродром Иркутского авиазавода («Иркутск-2»). В 21.30 местного времени при заходе на посадку самолет потерпел катастрофу, упав на два хранилища Минобороны в районе железнодорожной станции Батарейная. Все девять человек (6 членов экипажа и 3 пассажира), находившихся на борту, погибли.

Статистика по вертолетам такова: в течение 2013 г. на территории России и за рубежом произошло 10 авиапроисшествий (АП) с винтокрылами машинами, принадлежащим отечественным авиакомпаниям и ДОСААФ, из них 6 катастроф, в которых погибло более 40 человек.

Самая крупная по количеству жертв катастрофа вертолета, повлекшая гибель 24 человек, произошла 2 июля прошлого года в Якутии  с машиной Ми-8Т авиакомпании «Полярные авиалинии» (рег. № RA-22657), на борту которой находились 28 человек.

Однако в различных международных организациях в области гражданской авиации ведут статистику по России. По словам президента Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлера, в мире один авиационный инцидент приходится в среднем на 500 тысяч пассажирских рейсов, в то время как в России и СНГ — на 275 тысяч.

По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), за последние 10 лет в России в среднем количество пассажиров, погибших в катастрофах в расчете на 1 млн. перевезенных самолетами с взлетной массой более 10 т в 45 (!) раз больше, чем в США.

Видимо, из-за подобной удручающей статистики Росавиация медлит с публикацией статистических данных об авиационных инцидентах в России в 2013 г.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы Росавиации

На снимке: на месте крушения пассажирского самолета Боинг-737-500 авиакомпании «Татарстан» 17 ноября 2013 г.