Вначале Як-42Д совершит полеты в Подмосковье, а затем осенью его направят в Арктику

В марте 2014 г. на летающей лаборатории Росгидромета собираются изучать экологическую обстановку над Подмосковьем и Центром России

По заявлению руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Александра Фролова, первые научные вылеты новой летающей лаборатории (ЛЛ) Росгидромета – самолета Як-42Д пройдут в марте в Подмосковье, где самолет изучит экологическую обстановку. Тем самым были изменены первоначальные планы ведомства, так как в декабре 2013 г. А.Фролов на презентации машины Як-42Д в Жуковском сообщил представителям СМИ, что «скорее всего, первая большая программа будет в Арктике по изучению влияния аэрозольных частиц на погоду и климат». Полет в район Арктики планировалось осуществить в марте 2014 г.

«Самолет начнет работать в центральной части России, у него есть несколько задач: он может измерять очень большое количество показателей, в том числе по качеству воздуха, по загрязнению, пробы отбирать. Мы хотели бы немножко заняться качеством окружающей среды в Московском регионе, это одна из задач», – добавил А.Фролов.

В начале 2014 г. конкурс на право эксплуатации ЛЛ Як-42Д «Росгидромет» выиграл СибНИА им. С.А.Чаплыгина. По условиям конкурса в течение четырех месяцев самолет должен налетать 50 часов. Однако у СибНИА нет собственного экипажа для полетов на самолете Як-42Д. Видимо, для этой цели СибНИА будет приглашать экипаж со стороны.

Необходимо отметить, что на машине Як-42Д «Росгидромет» установлено более чем 100 приборов и датчиков, позволяющие измерять десятки различных параметров окружающей среды. Стоимость научной аппаратуры, установленной на Як-42Д, составляет около 1 млрд руб.

Справка сайта

Самолет Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д, изготовленного в 2002 г. на Саратовском авиазаводе. Ранее машина принадлежала авиакомпании «Тулпар Эйр» (Татарстан). Налет самолета – менее 1,5 тыс часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ЭМЗ им. В.М. Мясищева были проведены работы по продлению ресурса Як-42Д, а также работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле и фюзеляже различных датчиков контрольно-измерительной аппаратуры, воздухозаборных устройств и др.

Высота полета самолета-лаборатории – 9,1 тыс м., дальность полета – 3,7 тыс км. Максимальный взлетный вес машины – 57,5 т. Самолет из-за установленного на нем спецоборудования относится к классу экспериментальных летательных аппаратов.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы Росгидромета