Успехи и проблемы серийного производства двухконтурного турбореактивного двигателя SaM146

В серийном производстве российско-французского двигателя SaM146 достигнут важный рубеж – изготовлен 100-й «движок»

В конце февраля нынешнего года российско-французское СП «ПауэрДжет», которое создано НПО «Сатурн» и французской компанией «Снекма», поставило заказчику сотый с начала серийного производства двигатель SaM146 для самолетов «Сухой Суперджет – 100 (SSJ-100). 64 турбореактивных двигателя в настоящий момент уже переданы иностранным и российским заказчикам в составе самолетов. В середине 2013 г. суммарная наработка парка двигателей SaM146 составляла 43 тыс. 647 час.

SaM146 – единственный отечественный двигатель, сертифицированный по требованиям Европейского агентства авиационной безопасности. Компания «Снекма» отвечает за горячую часть двигателя – газогенератор в составе компрессора высокого давления, турбину высокого давления, камеру сгорания. Также компания «Снекма» отвечает за систему автоматического управления двигателя (FADEC) и коробку приводов. Мотогондолу поставляет французская компания Эйрселле».

НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя: вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя перед сдачей заказчику.

Объединенная двигателестроительная корпорация намерена к 2020 г. усовершенствовать мотор и снизить стоимость производства двигателя SaM146 с 58 млн. до 38 млн. руб.

Однако не все так хорошо с серийным производством SaM146. По словам президента Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения (АССАД)» Виктора Чуйко, «импортная комплектация, в частности, привела к тому, что двигатель SaM146 для SSJ-100 стал убыточным. Его производство приносит ОАО «Сатурн» от 20 до 40 млн рублей убытка за каждый двигатель».

Юрий Пономарев

Фото СП «ПауэрДжет»