В ЦАГИ работают над российским перспективным коммерческим вертолетом нового поколения В-37 в рамках программы RAHEL

В 2014 г. специалисты ЦАГИ и компании им. М.Л.Миля должны определиться с обликом перспективного скоростного вертолета (ПСВ) В-37

В обновленной редакции Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года» в области вертолетостроения предлагается сконцентрировать средства на разработке вертолетов средней грузоподъемности Ми-38 и Ка-62, а также на программе по созданию перспективного скоростного вертолета (ПСВ).

В рамках этой программы планируется создать перспективный коммерческий вертолет. Проект называется RACHEL. Это аббревиатура расшифровывается так: Russian Advanced Commercial Helicopter (российский перспективный коммерческий вертолет). Согласно проекту, RACHEL станет многоцелевым вертолетом с максимальным взлетным весом 10-12 тонн. В пассажирском варианте сможет перевозить 21-24 человека или 3-4 т грузов. Также разрабатываются специализированные варианты: поисково-спасательный, патрульный и медицинский. Цель проекта RACHEL – создать винтокрылую машину для замены вертолетов семейства Ми-8/17/171. Перспективный вертолет также получил обозначение В-37.

Машина В-37 – это двухдвигательный вертолет средней грузоподъемности, который будет летать с крейсерской скоростью 380 км/ч благодаря новым решениям в области аэродинамики, применению композиционных материалов в конструкции планера вертолета, лопастей несущего винта и рулевого винта и др. Проектируемая винтокрылая машина имеет традиционную конструкцию, состоящую из одного несущего и одного рулевого винта.

Впервые информация о проекте RACHEL ОАО «Вертолеты России» представили на международном авиасалоне «Фарнборо-2012» в Англии. Российская общественность впервые смогла ознакомиться с программой RACHEL во время МАКС-2013.

По заявлению разработчиков машины В-37, для перспективного коммерческого вертолета главным будет  не достижение высокой скорости полета, а обеспечение приемлемого для эксплуатантов соотношения стоимости вертолета и его эффективности, минимизация прямых эксплуатационных расходов, экологичность и др.

В 2014 г. разработчики должны «заморозить» облик машины В-37. В настоящее время на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л.Миля в рамках проекта RACHEL создается летающая лаборатория (ЛЛ) на базе боевого вертолета Ми-35, которая оснащается новой несущей системой, турбовальными двигателями (ТВД) ВК-2500 и др. Создать ЛЛ намечается до конца нынешнего года, чтобы в 2015 г. во время летных испытаний проверить возможность достижения скоростей полета до 380 км/ч. До конца 2015 г. предприятие также должно закончить работы по созданию эскизного и технического проекта вертолета В-37. К летно-конструкторским испытаниям новая машина, возможно, приступит в 2016–2017 гг., завершение сертификации вертолета и начало его поставок первым заказчикам намечено на 2018–2020 гг. Одна из серьезнейших проблем проекта RACHEL – это разработка нового ТВД. По словам разработчиков машины, на первом этапе возможным считается использование модернизированных двигателей, относящихся к семейству ТВД ВК-2500.

В рамках государственного контракта на создание новых отечественных вертолетов в 2014-2015 гг. планируется выделить около 4 млрд руб. На проект RACHEL в 2014-2015 гг. намечается выделить 3,3 млрд руб.

Эксперты отмечают, что за последние четверть века характеристики вертолетов претерпели существенные изменения, которые сопровождаются значительным увеличением сложности винтокрылой техники. Сложность вертолетов и трудоемкость их создания привели к увеличению длительности и стоимости разработки. По утверждению экономистов в области авиации, затраты человеческого труда на один килограмм массы конструкции вертолета за прошедшие 50 лет возросли более чем в 100 раз. Предполагается, что стоимость создания перспективного вертолета в рамках программы RACHEL будет составлять не менее 4 млрд $.

Юрий Пономарев

Фото ОАО «Вертолеты России»

На снимке: модель вертолета В-37