Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Росавиация подвела предварительные итоги работы авиатранспортной отрасли в 2013 г.: в течение года перевезено 84,5 млн пассажиров и чуть более 1 млн тонн грузов
В прошлом году рост в перевозке пассажиров составил, по сравнению с 2012 г., почти 14%, а при транспортировке грузов и почты – всего 1,6%.
Статистика показывает, что в отечественной гражданской авиации (ГА) сохраняются прежние тенденции: консолидация и обновление авиапарка за счет приобретения в основном иномарок. Доминирующий тренд развития отечественной гражданской авиации – укрупнение авиакомпаний. Суммарно в «объединенном» парке отечественных авиакомпаний, насчитывается около 1000 активно эксплуатируемых авиалайнеров, из них – более 770 самолётов зарубежного производства. На иномарки приходится около 95% национального пассажирооборота. По-прежнему более 80% пассажиров перевозят 15 авиакомпаний России. Первая пятерка выглядит так: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь», «Россия».
Статистические расчеты показывают, что фактически услугами воздушного транспорта в стране пользуются около 4 млн россиян, многие из которых летают по несколько раз в году.
Подавляющее количество авиапассажиров (около 75%) проходит через Московский авиационный узел (МАУ), что говорит о серьезных проблемах с авиаперевозками внутри регионов России. В то же время в 2013 г. на регулярных международных рейсах рост пассажиропотока по отношению к 2012 г. составил 70,1%.
На первом месте по количеству обслуженных авиапассажиров – аэропорт Домодедово. Количество обслуженных пассажиров в московском аэропорту Домодедово в 2013 г. составило 30,8 млн пасс. Это на 9,2% больше, чем в 2012 г.
В столичном аэропорту Шереметьево в 2013 г. было обслужено 29,3 млн чел. Это на 11,7% больше, чем в 2012 г. Пассажиропоток по а/э Шереметьево на международных воздушных линиях в 2013 г. возрос на 8,3% и составил 18,6 млн чел., на внутренних воздушных линиях — на 18,2%, до 10,6 млн чел.
Услугами московского аэропорта Внуково в 2013 г. воспользовалось 11,2 млн чел. Это на 15,2% больше, чем в 2012 г. Пассажирские перевозки на международных воздушных линиях во Внуково составили 5,08 млн чел. (45,4% от общего числа рейсов в аэропорту), на внутренних — 6,1 млн чел. (54,6%).
В число крупнейших аэропортов России по количеству обслуженных пассажиров входит санкт-петербургский аэропорт Пулково. По итогам 2013 г. пассажиропоток аэропорта Пулково составил 12,9 млн чел. Это на 15,2% больше показателя за 2012 г.
Следует отметить незначительный рост объемов грузовых авиаперевозок в России в течение последних лет. Это напрямую связано с тенденцией уменьшения роста объема валового внутреннего продукта (ВВП) в России. В частности, по итогам 2012 г. рост объема ВВП уменьшился по сравнению с 2011 г. (4,3%) и достиг планки в 3,4%. В 2013 г. рост объема ВВП составил, по официальным данным, немногим менее 2%.
В 2013 г. грузов и почты было перевезено 1004 тыс т, что на 1,6% больше, чем в 2012 г. (987,8 тыс. т). В 2012 г., по данным Росавиации, рост объемов грузов и почты, перевезенных ГА, по сравнению с 2011 г., составил 0,7%.
Основные лидеры на рынке грузовых авиаперевозок – пять авиакомпаний: «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр», «Полет», «Трансаэро» и «Сибирь». На международные перевозки приходится 74% грузооборота отечественных авиакомпаний. При перевозках внутри России до 80% грузов перевозится в багажных отсеках пассажирских самолетов на регулярных маршрутах в региональные центры Сибири и Дальнего Востока, около 10% грузов – в рамках северного завоза грузовыми самолетами, около 7% – легкими грузовыми самолетами в труднодоступные районы из региональных центров.
В феврале нынешнего года на территории России пройдет спортивное мероприятие мирового масштаба – ХХII зимние Олимпийские игры, проведение которых покажет насколько отечественная инфраструктура воздушного транспорта (особенно Юга России) способна справляться с большими нагрузками.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы аэропорта Домодедово