Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Итоги работы вертолетостроительных заводов России в прошедшем году: по приблизительным расчетам построено немногим более 300 вертолетов военного и гражданского назначения
Гражданский сектор вертолетостроения
В начале прошедшего года руководство холдинга «Вертолета России» заявило, что в 2013 г. на отечественных вертолетостроительных завода, входящих в состав холдинга, планируется увеличить производство винтокрылых машин суммарно на 10% по сравнению с 2012 г. В 2013 г. намечалось построить и реализовать приблизительно 320 вертолетов.
Вначале о постройке опытных машин. В 2013 г., по заявлению руководителей холдинга «Вертолеты России», были достроены три опытных вертолета – Ми-38-2 ОП-3, Ми-171А2 ОП-1 и Ка-62 ОП-1, предназначенные для летных испытаний. Из трех опытных машин только одна «встала на винт» – это вертолет средней грузоподъемности Ми-38-2 ОП-3, оснащенный двумя отечественными турбовальными двигателями (ТВД) ТВ7-117В. Новый двигатель разработан санкт-петербургским ОАО «Климов».
По неофициальной информации, в течение прошедшего года на предприятии российско-итальянского СП «ХелиВерт» в Томилино было собрано по лицензии (методом отверточной сборки из машинокомплектов) пять вертолетов средней грузоподъемности AW139.
Стоит напомнить, что первый собранный в СП «ХелиВерт» вертолет AW139 был продемонстрирован на выставке «ХелиРаша-2013», которая прошла в столице с 16 по 18 мая 2013 г. Также один из первых лицензионных AW139 был продемонстрирован на МАКС-2013.
Хорошие производственные показатели у Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ): в 2013 г. предприятие вышло на уровень почти 100 серийно изготовленных вертолета марки «Ми». Из этого количества винтокрылых машин 53 вертолета марки Ми-17АМТШ было построено в рамках гособоронзаказа, остальное количество (чуть меньше 50 штук) – это вертолеты гражданского и военного назначения (военные машины предназначены для поставок на экспорт).
На другом ведущем предприятии отрасли – Казанском вертолетном заводе (КВЗ) – построено в 2013 г., по неофициальной информации, около 110 вертолетов. Подавляющее большинство из них – это машины марки «Ми». Стоит напомнить, что на КВЗ изготавливаются также легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» и вертолеты (пока опытные экземпляры) Ми-38.
Винтокрылые машины гражданского назначения также были построены в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» (тяжелые транспортные вертолеты Ми-26 для Китая) и на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) в Башкирии (различные модификации вертолета Ка-32 и машина Ка-226).
В сегменте гражданского вертолетостроения в прошедшем году компания «Вертолеты России» планировала поставить заказчикам 71 гражданский вертолет, в том числе 25 машин реализовать на внешнем рынке.
Военный сектор вертолетостроения
Согласно официальной информации, Минобороны России в 2013 г. должны получить в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) более 100 вертолетов военного назначения. По неофициальной информации, Минобороны России получило в прошедшем году 112 винтокрылых машин.
В список поставленных российским военным вертолетов входят 14 боевых вертолетов Ка-52, построенных Арсеньевской авиационной компанией (ААК) «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина, 4 машины Ми-26 и 14-15 штук ударных вертолетов Ми-28Н, изготовленных на «Роствертоле», 53 вертолета марки Ми-17АМТШ, 6 вертолетов «Ансат-У» и др.
По военным вертолетам делаем такой приблизительный расчет: всего в 2013 г. на отечественных вертолетных заводах построено 303 единиц авиатехники. Вычитаем из 303 винтокрылых машин 74 вертолета гражданского назначения (учитываем постройку 3 опытных машин) и получаем 229 машин военного назначения. Из этого числа отнимаем – 112 военных вертолетов для Минобороны РФ и тогда остается 117 военных машин для поставки на экспорт.
Информация для сравнения. В 2012 г. суммарно было построено 290 вертолетов военного и гражданского назначения (против 262 машин в 2011 г.). Рост производства в 2012 г., по официальной информации, составил 10,7% по сравнению с 2011 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Вертолеты России»