Серийное производство самолетов в России в 2013 г.

Итоги работы самолетостроительных заводов России в прошедшем году: по приблизительным расчетам  построено около 150 самолетов военного и гражданского назначения

Гражданский сектор самолетостроения

В конце апреля прошедшего года, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил, что на авиазаводах, входящих в ОАК, в 2013 г. будет выпущено 147 самолетов.

На 31 декабря 2013 г. из разных источников (официальных и неофициальных) получена следующая статистическая информация по работе авиазаводов ОАК.

На крупнейшем в стране авиазаводе ульяновском «Авиастаре» в прошедшем году не было изготовлено ни одного нового самолета. В течение 2013 г. в рамках контракта с Минобороны России велась постройка пяти первых серийных модернизированных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Первую машину планируется передать на Летно-испытательную станцию (ЛИС) в январе 2014 г., а в апреле ее намечено передать заказчику. Второй самолет из строящейся установочной партии намечается передать военным в октябре 2014 г., третий – в начале 2015 г.

На Воронежском авиазаводе (ВАСО) в прошедшем году построено 5 самолетов Ан-148 различных модификаций, передано заказчикам тоже 5 самолетов марки Ан-148. Также изготовлен и передан на ЛИС новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-300ПУ (М1). Новый авиалайнер семейства Ил-96 с ВИП-салоном и спецаппаратурой построен в рамках контракта, заключенного в мае 2010 г., с Управлением делами президента (УДП) России. Итого за ВАСО – 6 машин.

В прошедшем году на Казанском авиазаводе (КАПО) закончили изготовление и подняли в воздух три самолета марки Ту-214 различного назначения, изготовленных по заключенным контрактам с УДП и ФСБ России. Передано заказчикам тоже три самолета Ту-214, два из них «достались» специальному летному отряду (СЛО) «Россия».

Большим достижением можно считать выход авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) ЗАО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» на темп производства два самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) в месяц. В итоге в течение 2013 г. на Дальнем Востоке было построено 24 региональных пассажирских самолета SSJ-100 для российских и зарубежных авиакомпаний. Следует заметить, что на МАКС-2013 руководство ЗАО «ГСС» заявило, что к 31 декабря 2013 г. будет построено 26 машин марки SSJ-100.

В самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод» (формально не входит в состав ОАК) в 2013 г. построено четыре самолета Ан-140 (планировалось построить пять машин), три из них в течение года сданы заказчику – Минобороны России.

Суммарно в России в прошлом году построено 37 магистральных и региональных самолета.

Военный сектор самолетостроения

Согласно официальной информации, Минобороны России в 2013 г. должны получить в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) 12 многофункциональных истребителей Су-35С, 14 машин марки Су-30СМ и 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, построенных на Новосибирском авиазаводе (НАПО).

В 2013 г. корпорация «Иркут» поставила ВВС России 18 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Также до конца года было передано Минобороны еще дополнительно два УБС Як-130 в счет заказа 2014 г.

Следует учесть постройку опытной машины в рамках программы по созданию Перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). На сегодняшний день в программе лётных испытаний участвуют пять опытных образцов истребителя пятого поколения. Пятая опытная машина – истребитель Т-50-5 был построен и впервые поднят в воздух в октябре 2013 г.

РСК «МиГ» поставило для авиации ВМФ России в 2013 г. четыре палубных многофункциональных истребителя МиГ-29К/КУБ (одноместных МиГ-29К и два двухместных МиГ-29КУБ).

В ноябре прошедшего года директор программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов заявил представителям СМИ, что ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» поставит Минобороны России в 2013 году 67 самолетов.

По военным самолетам делаем такой простой приблизительный расчет: всего в 2013 г. на авиазаводах ОАК намечалось построить 147 самолетов. Вычитаем из 147 машин 37 самолета, произведенных гражданским сектором авиапромышленности (зачтем также 4 машины Ан-140 «Авиакора») и получаем 110 машин военного назначения. Из этого числа отнимаем – 67 военных самолетов для Минобороны РФ и тогда остается 43 военных машин для поставки на экспорт.

 

Информация для сравнения. В 2012 г. в гражданском секторе авиапромышленности России было изготовлено 22 новых самолета (один из них опытный – Ил-76МД-90А). Военный сектор, показывающий из года в год стабильный рост, дал такие результаты: 35 самолетов в рамках гособоронзаказа и 46 боевых машин на экспорт. Всего в 2012 г. на отечественных авиазаводах было построено 103 самолета.

 

Юрий Пономарев

Фото ЗАО «ГСС»