Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Наиболее важные события со знаком «плюс» и «минус» в авиационной и ракетно-космических отраслях России
В авиационной промышленности наиболее выдающимся достижением, несомненно, можно считать начало летных испытаний вертолета средней грузоподъемности Ми-382 (Ми-38-2 ОП-3), оснащенного двумя отечественными турбовальными двигателями (ТВД) ТВ7-117В.
Днем 13 ноября на аэродроме Московского вертолетного завода (МВЗ) им. М.Л.Миля в Панках винтокрылая машина Ми-382 (бортовой № 38013) была опробована на режиме висения, а днем 29 ноября там же в Панках новый вертолет совершил 12-минутный полет по кругу.
Двигатель ТВ7-117В (ранее он также имел обозначение ВК-3000) разработан санкт-петербургским ОАО «Климов». Создание перспективного ТВД велось с конца 80-х годов прошлого столетия. Экономические проблемы, последовавшие после «перестройки», затянули разработку двигателя ТВ7-117В почти на два десятилетия.
Теперь можно надеяться, что программа по созданию вертолета Ми-38 будет более успешно и последовательно реализовываться, так как не зависит от поставок в Россию ТВД PW127TS канадской компании «Пратт-Уитни Кэнэда», которые ранее были установлены на первых двух опытных машинах марки Ми-38.
Начало серийного производства вертолёта Ми-38 в Казани запланировано на 2015 г., в этом же году намечено завершить сертификационные испытания перспективной винтокрылой машины. В конце 2013 г. на Казанском вертолетном заводе достроили четвертый летный экземпляр вертолета Ми-38. Летные испытания вертолета Ми-38-2 ОП-4 запланировано начать в первом квартале 2014 г.
В авиации, точнее в авиатранспортной отрасли, главным событием со знаком «минус» стала катастрофа пассажирского самолета Боинг-737-500 авиакомпании «Татарстан» вечером 17 ноября, выполнявшим рейс № UA-363 «Москва (Домодедово) – Казань». Во время посадки в аэропорту Казани авиалайнер столкнулся с землей. На борту самолета находилось 44 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли. Предварительные итоги расследования авиакатастрофы правительственной комиссии, которую возглавил руководитель Минтранса России Максим Соколов, показали, что причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор: ошибочные действия пилотов авиалайнера. 19 декабря 2013 г.руководством Росавиации был издан приказ, согласно которому сертификат эксплуатанта у ОАО «Авиакомпания «Татарстан» был аннулирован с 31 декабря 2013 г.
В ракетно-космической отрасли наиболее важным событием со знаком «плюс» стал первый успешный запуск нового отечественного ракетоносителя (РН) легкого класса «Союз-2.1В».
Запуск РН «Союз-2.1В» был осуществлен за три дня до наступления нового 2014 г. – 28 декабря – в 16:30 по московскому времени с площадки № 43 космодрома Плесецк боевым расчетом Войск Воздушно-космической обороны России при поддержке специалистов предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). С помощью нового РН на околоземные орбиты были выведены три космических аппарата: спутник «Аист», созданный студентами Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) им. С.П.Королева и специалистами самарского Государственного научно-производственного ракетно-космического центра (ГНПРКЦ) «ЦСКБ-Прогресс», и две калибровочные сферы СКРЛ-756.
Особенностью нового РН легкого класса является применение в качестве маршевого двигателя центрального блока жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) НК-33, работающего на керосине и жидком кислороде, разработки самарского СНТК им. Н.Д.Кузнецова. ЖРД НК-33 обладает более чем вдвое большей тягой (в вакууме тяга составляет 171 тс), по сравнению с используемой на РН «Союз-2.1А» и «Союз-2.1Б» ЖРД РД-108.
Двигатель НК-33 был разработан в Куйбышеве (ныне Самара) еще в 60-е годы прошлого столетия для тяжелого РН Н-1, который должен был доставить советских космонавтов на Луну. После успешного осуществления США лунной программы все работы по советскому лунному проекту были прекращены в 1974 г. Несмотря на приказ руководителя НПО «Энергия» В.П.Глушко уничтожить двигатели серии «НК», Н.Д.Кузнецов распорядился законсервировать и спрятать оставшиеся ЖРД, что и было успешно выполнено. Сейчас СНТК им. Н.Д.Кузнецова называется ОАО «Кузнецов» и оно входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК)». Хочется надеяться, что ко времени, когда закончится запас хранившихся на спецскладе двигателей НК-33, в ОАО «Кузнецов» восстановят серийное производство легендарных ракетных двигателей с использованием современных технологий. Необходимо отметить, что РН «Союз-2.1В» имеет хорошие показатели по критерию «эффективность/стоимость».
В РКП страны главным событием со знаком «минус» стала авария РН тяжелого класса «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) ДМ-03 и блоком, состоящим из трех навигационных спутников «Глонасс-М», 2 июля 2013 г. на космодроме Байконур. Авария «Протона» произошла на 32 секунде полета из-за потери стабилизации по каналу рыскания. Межведомственная комиссия по расследованию причин аварии выяснила, что ее причиной стало «нештатное функционирование датчиков угловых скоростей (ДУС) по каналу рысканья системы управления РН «Протон-М» из-за их неправильной установки при сборке ракеты на заводе».
Утешает факт, что разрушение конструкции «Протона» и падение его частей произошло за пределами стартового комплекса и что не было жертв и разрушений на земле. Цель запуска, естественно, не была выполнена.
Стоит сказать, что помимо аварии 2 июля в прошедшем году произошла авария РН «Зенит-3SL» по программе «Морской старт», которая должна была вывести на околоземную орбиту американский телекоммуникационный спутник «Интелсат-27», а также нештатное выведение РН легкого класса «Рокот» с РБ «Бриз-КМ» на орбиту трех спутников, принадлежащих Минобороны России.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Вертолеты России»
На снимке: первый полет вертолета Ми-38-2 ОП-3 29 ноября 2013 г.