Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На борту вертолета Ка-226Т установлен комплекс авионики, головным разработчиком которого является Ульяновское КБ приборостроения (УКБП), входящее в состав концерна КРЭТ
По заявлению заместителя генерального директора по стратегическому планированию и выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ) Андрея Тюлина, завершается разработка цифрового интегрированного комплекса авионики для легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В 2013 г. КРЭТ и заказчиком – авиакомпанией «Газпромавиа» – был парафирован контракт на поставку комплекса авионики КБО-226Т для вертолета Ка-226Т.
Параллельно с работой над КБО-226Т для вертолета Ка-226Т УКБП создало комплекс авионики КБО-17 для вертолета средней грузоподъемности Ми-171А2. Многие технические решения, применяемые в комплексе КБО-226Т, используются также и в комплексе КБО-17.
Разрабатываемые комплексы КБО-226Т и КБО-17 имеют открытую архитектуру, т. е. построение ядра комплекса практически не зависит от номенклатуры взаимодействующих комплектующих изделий, а функции можно наращивать без существенных изменений бортового радиоэлектронного оборудования летательного аппарата.
Следует сказать, что разработка бортового интегрированного комплекса авионики КБО-226АГ для вертолета Ка-226АГ началась в ОАО «НИИАО» в конце 90-х годов. Разработка комплекса КБО-226АГ проводилась НИИАО в кооперации с более чем десятью предприятиями и фирмами России для вертолетов авиакомпании «Газпромавиа». Создание КБО-226АГ затянулось из-за скудного и неритмичного финансирования со стороны заказчика – компании «Газпромавиа». Во второй половине прошедшего десятилетия разработкой комплекса КБО-226 занялись независимо друг от друга ЗАО «Транзас (г. Санкт-Петербург) и ОАО «УКБП», у которых был хороший задел по этой теме.
По указанию генерального директора ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» Андрея Тюлина ОАО «НИИАО» (г. Жуковский) и ОАО «Ульяновское КБ приборостроения (УКБП)» в 2009 г. стали совместно разрабатывать цифровой интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для усовершенствованного легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. Оба предприятия, входившие ранее в состав концерна «Авиаприборостроение», образованного под эгидой госкорпорации «Ростехнологии (Ростех)», сейчас входят в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В результате решений руководства Концерна головным предприятием по созданию комплекса КБО-226Т стало УКБП. По утверждению А.Тюлина, именно вариант комплекса авионики для Ка-226, предложенный УКБП, больше «понравился» заказчику.
Следует отметить, что при установке комплекса КБО-226Т на вертолете Ка-226Т реализован принцип «стеклянной кабины», который позволяет исключить электромеханическое оборудование и перейти к использованию исключительно многофункциональных электронных систем индикации и сигнализации и, таким образом, снизить объем и массу БРЭО.
Юрий Пономарев
Фото компании «Камов»
На снимке: вертолет Ка-226Т