Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В уходящем году исполнилось пять лет с момента подписания президентского указа по созданию Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском
20 февраля 2008 г. президентом России был подписан Указ № 217 о создании Национального центра авиастроении. Через год – в феврале 2009 г. – между правительством Московской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственной корпорацией «Ростехнологии» было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском НЦА. 5 октября 2009 г. был подписан еще один Указ президента (№ 1113) по формированию НЦА. Намечалось, что весь процесс создания НЦА должен быть выполнен в три этапа, каждый продолжительностью по три года. Первый этап планировалось осуществить с 2009 г. по 2012 г.
Когда только начали говорить о создании НЦА и переводе столичных авиационных КБ в Жуковский, то акцент делался на развитие научно-технического потенциала авиапромышленности, ее ведущих авиационных КБ, т.е. на инновационную составляющую. О проекте под названием «НЦА» заговорили на пике активности в экономике страны в середине прошедшего десятилетия, связанной в первую очередь с благоприятной конъюнктурой на рынке нефти и газа. В эти годы цены на землю и недвижимость в столице были на весьма высоком уровне.
Прошедшие за пять лет события, связанные с созданием НЦА, позволяют сделать некоторые выводы, чтобы понять в каком направлении в ближайшей перспективе будет двигаться проект под названием «НЦА».
В 2009 г. разразился мировой финансово-экономический кризис, который особенно сильно сказался на экономике России, и сразу же начались корректировки в плане создания НЦА, продолжающиеся по сегодняшний день. Постепенно акцент в заявлениях чиновников различного уровня все больше и больше стал делаться на девелоперскую составляющую проекта, которая в последние два года стала пробуксовывать, так как это связано с весьма крупными инвестициями в строительство жилья на новых городских территориях.
Под нужды НЦА территория Жуковского за счет сельхозземель на правом берегу Москвы-реки была увеличена на 1,3 тыс га. В конце 2011 г. Некоммерческое партнерство (НП) «НЦА» выкупило у собственников земель 886,8 га. Сделку в $ 50 млн кредитовал Альфа-банк. На части этих территорий планируется возвести новый микрорайон. Согласно эскизному проекту, общая площадь жилой застройки в планировочном районе «Правобережье-Север» должна составить 657 тыс кв м, а по общественной застройке – немногим более 1 млн кв м.
Однако для возведения нового микрорайона «Правобережье-Север» требуется создание новой инженерно-технической инфраструктуры: электроподстанции, ТЭЦ, водонасосной станции, крупной канализационной станции и др., так как имеющаяся в настоящее время городская инженерно-техническая инфраструктура имеет ограниченные резервы по мощности.
Про строительство таких объектов, как комплексы для Технопарка, для Особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ), предпочитают молчать. Стоит напомнить, что, по заявлению чиновников городской администрации образца 2011 г., работы по созданию особой экономзоны начались в 2010 г. На выделение и обустройство территории ПОЭЗ отводилось два года (2011-2012 гг.). В эти же годы планировалось создать инженерную инфраструктуру спецзоны. На строительство и реконструкцию дорог отводилось 2012 и 2013 гг. Завершить создание ПОЭЗ намечалось в 2014 г. Что-нибудь возведено, и где сама этот экономзона? Ни слуху ни духу.
Можно с большой долей уверенность предположить, что проект по созданию НЦА был задуман с самого начала как девелоперский и направлен на выгодную продажу территорий столичных предприятий авиапромышленности. Для проведения продаж земель и объектов недвижимости «полуразрушенных» авиационных КБ была необходима хорошая «упаковка», вот на свет и появился проект под названием «НЦА».
Также можно утверждать, что темпы создания НЦА зависят не от развития отечественной авиапромышленности от ее потребностей, а от конъюнктуры на столичном рынке недвижимости и земли.
Юрий Пономарев
Примечание: Девелопер – это участник организационного процесса в строительстве.