Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На декабрь нынешнего 2013 года намечен первый запуск нового отечественного ракетоносителя (РН) «Союз-2.1В»
Это будет первый старт нового ракетоносителя (РН) легкого класса. Во время первого пуска РН «Союз-2.1В», оснащенный разгонным блоком «Волга», выведет на околоземную орбиту космический аппарат «Аист» и две калибровочные сферы СКРЛ-756.
С помощью легкого двухступенчатого РН «Союз-2.1В» с Плесецка можно будет запускать на низкие круговые орбиты космические аппараты массой до 2,8 т., а при использовании при пуске разгонного блока «Волга» новый РН обеспечит выведение на солнечно-синхронные орбиты полезные нагрузки массой до 1,4 т.
Особенностью нового РН легкого класса является применение в качестве маршевого двигателя центрального блока жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) НК-33, работающего на керосине и жидком кислороде, разработки самарского СНТК им. Н.Д.Кузнецова. ЖРД НК-33 обладает более чем в двое большей тягой (в вакууме тяга составляет 171 тс), по сравнению с используемой на РН «Союз-2.1А» и «Союз-2.1Б» ЖРД РД-108.
Двигатель НК-33 был разработан в Куйбышеве (ныне Самара) еще в 60-е годы прошлого столетия для тяжелого РН Н1, который должен был доставить советских космонавтов на Луну. После успешного осуществления США лунной программы все работы по советскому лунному проекту были прекращены в 1974 г. Несмотря на приказ руководителя НПО «Энергия» В.П.Глушко уничтожить двигатели серии «НК», Н.Д.Кузнецов распорядился законсервировать и спрятать оставшиеся ЖРД, что и было успешно выполнено. Сейчас СНТК им. Н.Д.Кузнецова называется ОАО «Кузнецов» и оно входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК)».
Двигатели НК-33 уже выводили в космос полезную нагрузку, но не российскую, а американскую. В нынешнем году в ночь с 21 на 22 апреля со Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в Вирджинии (США) был произведен успешный испытательный запуск нового американского ракетоносителя (РН) «Антарес», созданного специалистами американской компании «Орбитал Сайенсиз» совместно с украинскими коллегами из днепропетровского предприятия «Южмаш». РН «Антарес» вывел на околоземную орбиту макет грузового корабля «Сигиес» («Созвездие Лебедь») и четыре малогабаритных спутника.
Первая ступень РН «Антарес» оснащена двумя ЖРД НК-33/AJ26, приобретенными американцами около десяти лет назад у самарского предприятия СНТК им. Н.Д.Кузнецова.
ЖРД AJ-26 – это разработанная компанией «Аэроджет» и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 (из числа 37 экземпляров ЖРД, приобретённых у СНТК им. Н.Д.Кузнецова) с добавлением американской электроники и адаптированных к производимому в США топливу и др.
Сейчас руководством ОАО «ОДК» перед компанией «Кузнецов» поставлена задача не только использовать по назначению все имеющиеся в России ЖРД серии «НК», но и воссоздать их серийное производство на новом технологическом уровне.
ЖРД НК-33 – второй экспортный двигатель России. Первый – ЖРД РД-180, созданный в 90-е гг. – в 1996 г. был приобретен американской компанией «Дженерал Дайнемикс» для установки на первых ступенях РН «Атлас-3» и «Атлас-5», созданных американской корпорацией «Локхид-Мартин».
Юрий Пономарев
Фото «ЦСКБ-Прогресс»
На снимке: РН «Союз-2.1В» на космодроме в Плесецке