Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Вместо конкурса конкретных проектов самолетов вместимостью 9 и 19 пассажиров для авиации общего назначения (АОН) проводится конкурс за право проведения исследований по перспективным самолетам для малой авиации России
14 октября 2013 г. директор Департамента авиационной промышленности Минпромторговли Андрей Богинский подписал документацию на проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по самолетам для малой авиации. Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе – 14 ноября нынешнего года, подведение итогов конкурса состоится в конце декабря 2013 г.
Факт проведения нового конкурса, который более ориентирован на авиационные НИИ нежели КБ, подтвердил представитель Минпромторга, выступая на 3-й Международной конференции «Региональная авиация России и стран СНГ—2013», проходившей в Москве 16 и 17 октября.
В перечне условий конкурса сказано, что победитель должен провести исследования «с целью формирования идеологии и облика унифицированного семейства легких, высокоэффективных многоцелевых воздушных судов размерности на 9 и 19 пассажиров («9-19»). Также необходимо предложить «принципиально новые передовые технологии», которые будут применены в конструкции воздушного судна и при его серийном производстве. Требуется проведение исследований «по формированию требований к семейству легких многоцелевых самолетов (ЛМС) размерности «9-19», технических, маркетинговых, финансово-экономических оценок». Необходимо также уложиться в ценовые параметры: цена в базовом варианте машины ЛМС-9 должна составить 80 млн руб, а машины ЛМС-19 – 120 млн руб.
Минпромторгом заданы основные летно-технические характеристики (ЛТХ) перспективных самолетов для малой авиации: максимальная крейсерская скорость – 440 км/ч; максимальная дальность полета (взлет с полным топливным баком) – 2,5 тыс км для обеих машин, максимальная взлетная масса для ЛМС-9 – 3,5 т, а для ЛМС-19 – 6,4 т и др.
В связи с проведением конкурса возникает ряд вопросов. Хорошо, конкурс проведут, а разрабатывать и серийно строить в ближайшей перспективе будут машины, условно названные сейчас ЛМС-9 и ЛМС-19, совместно с австрийской компанией «Даймонд»? Факты проведения переговоров по машинам ЛМС-9 и ЛМС-19 известны большому кругу лиц. Любопытная деталь: самолеты ЛМС-9 и ЛМС-19, оснащенные дизельными двигателями Е-8 (мощностью 440 л.с.) и Е-12 (мощностью 700 л.с.) соответственно, имеют такие же ЛТХ и продажную стоимость, что оговорены в условиях конкурса.
Разработка и производство ЛМС-9 и ЛМС-19 – это совместный проект госкорпорации «Ростех» и австрийской компании «Даймонд Эйркрафт Индастриз» (ДАИ). Перспективные ЛМС планируется серийно производить на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).
Можно предположить, что новый конкурс необходимо провести, чтобы «соблюсти приличие», освоить деньги из госбюджета и забыть о нем.
По мнению ряда экспертов, хорошие шансы на победу в конкурсе Минпромторга по перспективным ЛМС размерности «9-19» есть у СибНИА им. С.А.Чаплыгина.
Юрий Пономарев
На снимке: модель самолета ЛМС-19