Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Вместо конкурса руководством авиапромышленности и Ульяновской области принято решение строить авиазаводы для лицензионного выпуска зарубежных самолетов
В конце февраля 2013 г. Министерство промышленности и торговли (Минпромторговли) России объявило о проведении двух открытых конкурсов на разработку и сертификацию перспективных легких самолетов для малой авиации: 9-местного однодвигательного и 19-местного двухдвигательного, которые способны конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. Экипажи обеих машин должны состоять из одного-двух пилотов. На одного пассажира должен приходиться багаж массой до 30 кг. Дальность полета машин должна составить (с полной заправкой) не менее 2,5 тыс км.
По условиям конкурса, этапу разработки самолетов обязательно должен предшествовать этап проведения научно-исследовательских работ. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) необходимо выполнить в период с 2013 г. по 2015 г.
Заместитель министра Юрий Слюсарь, в частности, в мае на Съезде авиапроизводителей России заявил, что итоги открытого конкурса по малой авиации будут подведены в июне нынешнего года, и подтвердил, что этапу разработки самолетов обязательно будет предшествовать этап проведения НИР.
В действительности на авиационные предприятия, являющиеся потенциальными участниками планируемого конкурса, руководством Минпромторга весной нынешнего года были направлены письма. В письмах были изложены предварительные предложения по намечаемому конкурсу. Прошло лето, наступила осень, а конкурс министерством так и не проводился.
Можно предположить с большой долей уверенности, что в ближайшей перспективе конкурс по разработке самолетов авиации общего назначения (АОН) проводиться не будет, так как еще на авиасалоне МАКС-2013 разговор о развитии малой авиации в России высокопоставленные чиновники вели преимущественно в плоскости, что необходимо приобретать лицензии для серийного производства самолетов АОН зарубежного производства.
В субботу 12 октября в Ульяновске прошло совещание с участием помощника президента России Игоря Левитина, министра транспорта Максима Соколова и полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича и др., на котором было принято решение о строительстве в Ульяновске трех новых авиазаводов. «Заводы по производству самолетов региональной авиации построят госкомпания «Ростехнологии», австрийская компания «Даймонд» и канадская компания «Бомбардье». Предприятия появятся в очень короткой перспективе, в течение двух лет», – сообщил представителям СМИ после совещания губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. «В Ульяновске появится производство 50-, 19- и 9-кресельных самолетов. Заводы будут расположены на территории Особой экономической зоны портового типа», – добавил губернатор.
Можно сделать вывод, что для чиновников, которые руководят отраслью, более оптимальным решением проблемы является приобретение у зарубежных компаний лицензий на производство летательных аппаратов даже небольших для эксплуатации в малой авиации. Можно было бы пойти по компромиссному пути: какие-то машины строятся по лицензии, какие-то разрабатываем и изготавливаем сами. При выбранном подходе медленно, но верно губится некогда мощная авиапромышленность. Китайцам, которые многое создают с «нуля», покупать в большом количестве лицензии простительно. Возможно, через пару десятилетий лицензии и авиатехнику Россия начнет приобретать в КНР, как ныне вычислительную и оргтехнику, товары ширпотреба и др.
Юрий Пономарев
Фото компании «Бомбардье»
На снимке: региональный самолет Q400 компании «Бомбардье»