Госкорпорация «Ростех» разработала план по развитию отечественной малой авиации

Согласно этому проекту, ЦАГИ, ЛИИ и другие НИИ авиапрома примут участие в испытаниях самолетов авиации общего назначения (АОН) австрийского производства DA-40 и DA-42, которые по лицензии собираются строить на Урале в Екатеринбурге

Проблемы с авиационным сообщением в больших по территории, но малонаселенных районах России подвигли правительство к развитию малой авиации. В условиях ограниченного выбора конкурентоспособных отечественных самолетов малой авиации решено производить по лицензии наиболее современные летательные аппараты (ЛА) зарубежного производства для АОН. Для малой авиации, по мнению руководителей Минтранса, необходимы машины, рассчитанные на перевозку 4, 9 и 19 пассажиров.

В июне нынешнего года на авиасалоне в Ле Бурже Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и австрийская компания «Даймонд Эйркрафт Индастриз (ДЭИ)» подписали соглашение о совместной разработке и производстве легких многоцелевых самолетов на 4, 9 и 19 мест. Следует заметить, что УЗГА, производственная деятельность которого включает в себя ремонт вертолетных двигателей и лицензионную сборку израильских беспилотных ЛА, входит в состав госкорпорации «Ростех» («Российские технологии»). Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ограничило сферу своей деятельности самолетами вместимостью свыше 50 мест, поэтому деньги, выделяемые из госбюджета на малую авиацию, решил осваивать «Ростех», руководимый Сергеем Чемезовым, советниках по авиации у которого состоит Алексей Федоров.

Согласно подписанному соглашению, на первом этапе планируется развернуть на УЗГА лицензионное производство легких многоцелевых четырехместных самолетов DA-40NG «Тундра» c дизель-поршневой силовой установкой. На втором этапе намечено строить по лицензии четырехместный самолет DA-42 «Твин Стар», оснащенный двумя дизельными двигателями. В дальнейшем «Ростех» рассчитывает разработать с компанией «ДЭИ» 9- и 19-местные машины для АОН. По мнению руководства «Ростеха», самолеты подобного типа способны обеспечить потребности местных воздушных линий, обслуживающие перелеты *перевозка пассажиров и грузов) на расстоянии от 400 до 1000 км. Новые легкие машины собираются разрабатывать и серийно производить с использованием технологий, которыми обладает австрийская компания. Это широкое применение композиционных материалов в конструкции планера самолета, использование экономичных дизельных двигателей, работающих на авиационном керосине, и др. Также «Ростехом» поставлена цель – снизить продажную стоимость перспективных машин вместимостью 9 и 19 пассажиров в 1,5 – 2 раза, по сравнению с ныне эксплуатируемыми зарубежными аналогами.

Во время МАКС-2013 ЛИИ им. М.М.Громова и УЗГА подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по разработке, производству и проведению наземных и лётных испытаний самолетов компании «ДЭИ». По сообщению пресс-службы Института, подписанное соглашение, рассчитанное на реализацию в течение пяти лет, предусматривает выполнение летных испытаний серийных самолетов DA-40 и DA-42, проведение опытно-конструкторских работ по созданию их модификаций и разработке семейства новых многоцелевых самолетов, рассчитанных на перевозку 9 и 19 пассажиров. В рамках соглашения также был подписан договор на проведение специалистами ЛИИ приемо-сдаточных испытаний 49 самолетов марки DA-40 в 2013 г. и сдача этих машин представителям Ульяновского и Санкт-Петербургского высших авиационных училищ гражданской авиации. Осенью 2013 г. летчики-испытатели и ведущие инженеры по летным испытаниям ЛИИ пройдут ознакомление с самолетами DA-40 и DA-42, и обучение в Австрии на фирме «ДЭИ».

В пятницу 30 августа ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского посетило руководство австрийской компании «ДЭИ»: главный исполнительный директор и владелец компании Кристиан Дрис и региональный глава компании по странам СНГ Лилиана Шмидт. По сообщению пресс-службы Института, на встрече обсуждались направления сотрудничества «ДЭИ», в частности по самолетам DA-40 и DA-42. Участие в совещании также приняли помимо руководства ЦАГИ, директора СибНИА им С.А.Чаплыгина, ЦИАМ им. П.И.Баранова и ГосНИИАС.

Можно предположить, что значительный поток денег, выделяемых правительством на создание самолетов для малой авиации прольется над зарубежной компанией. Стоит заметить, что помимо закупки и создания легких многоцелевых самолетов АОН, необходимы большие вложения в восстановление инфраструктуры аэродромного обслуживания в российской глубинке.

Юрий Пономарев

Фото компании «DAI»

На снимке: самолет DA-42