Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Компания «Транзас» разрабатывает беспилотные летательные аппараты (БЛА) большой продолжительности полета гражданского и военного назначения
В 2011 г. Минобороны объявило конкурс га разработку БЛА массой 1 т. В ноябре 2011 г. было объявлено, что конкурс выиграл проект компании «Транзас», который получил название «Иноходец». БЛА «Иноходец» принадлежит к классу БЛА MALE (средневысотные с большой продолжительностью полета). По неофициальной информации, стоимость опытно-конструкторских работ (ОКР) составила 2 млрд руб.
На основе «Иноходца» в компании «Транзас» в инициативном порядке был спроектирован вариант гражданского назначения, получивший обозначение «Орион». Модель перспективного БЛА «Орион» впервые была продемонстрирована на МАКС-2013, чтобы привлечь внимание к разработке потенциальных заказчиков в гражданском секторе.
«Орион» – это летательный аппарат (ЛА) самолетного типа с одним двигателем, взлетной массой до 1,2 т, способен нести до 300 кг полезной нагрузки. Потолок – 8 тыс м, ожидаемая продолжительность полета – более 24 часов. В качестве силовой установки планируется использовать поршневой двигатель. В качестве полезной нагрузки намечено разместить аппаратуру для наблюдения в оптическом и тепловом диапазонах, аэрофотосъемки, телекоммуникационное и радиолокационное оборудование.
По заявлению разработчиков, БЛА «Орион» можно использовать для проведения мониторинга, дистанционного зондирования Земли, ретрансляции сигналов связи, поддержки поисково-спасательных операций.
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, летом нынешнего года модель БЛА «Орион» продували в аэродинамических трубах (АДТ) Т-102, Т-103 и Т-106 Института. По сообщению пресс-службы ЦАГИ, проведенные эксперименты показали, что в целом аэродинамическая компоновка обладает высоким уровнем аэродинамического совершенства.
«Основой летательного аппарата такого класса является высоконесущее ламинарное крыло большого удлинения, разработанное специалистами ЦАГИ», – так прокомментировал начальник сектора отделения аэродинамики самолетов и ракет Александр Корнушенко ход работ по БЛА «Орион». «Впереди еще много работы как в области динамики, устойчивости и управляемости, так и обеспечения прочности и ресурса конструкции беспилотного аппарата», – добавил он.
Следует сказать, что параллельно с работами по проектам «Иноходец» и «Орион» компания «Транзас» совместно с казанским ОАО «ОКБ «Сокол» участвует в программе по разработке тяжелого БЛА взлетным весом до 5 т. Обе фирмы, объединив усилия, выиграли конкурс Минобороны России и получили контракт стоимостью 1 млрд руб на проведение НИР «Альтиус». БЛА «Альтиус-М» – это ЛА самолетного типа с крылом большого удлинения, на котором установлены два двигателя. По неофициальной информации, летные испытания БЛА «Иноходец» и «Альтиус-М» должны начаться в 2014 г. и продолжится в 2015 г.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: модель БЛА «Орион»