Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Госпредприятие (ГП) «Антонов» приступило к постройке грузового самолета Ан-178, создающегося на основе самолетов Ан-148 и Ан-158
По заявлению президента - генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы во время МАКС-2013, на предприятии приступили к постройке первого опытного образца среднего транспортного самолета Ан-178, предназначенного для летных испытаний. «В 2014 г. мы его завершим и начнем летать», – сказал Д.Кива. По утверждению разработчиков, тенденция мирового рынка свидетельствуют о том, что этот самолет будет востребован как в военно-транспортной авиации, так и в гражданской авиации.
По замыслу создателей нового самолета, Ан-178 должен прийти на замену устаревшим транспортным самолётам марки Ан-12. Новая машина предназначена для перевозки грузов максимальной массой 18-20 т. Максимальная дальность полета Ан-178 – 4 тыс км.
«Особенностью Ан-178 будет возможность перевозить морские контейнеры, упаковку и т.д. в районы с мало оборудованными или короткими аэродромами», – сообщил Д.Кива. Планируется, что перспективная транспортная машина будет эксплуатироваться на тех же аэродромах, что и ветеран Ан-12, в том числе будет взлетать и садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.
Первые два турбовентиляторных двигателя повышенной тяги для самолета Ан-178 сейчас изготавливаются на базе авиадвигателя Д-436 в запорожском ОАО «Мотор-Сич» при участии ГП «Запорожское МКБ «Прогресс» им. А.Г.Ивченко». Взлетная тяга нового двигателя будет составлять 8,3 – 8,6 тс.
Машина Ан-178 по планеру и составу бортового оборудования на 50-60% унифицирована с серийно выпускаемыми самолетами Ан-148 и Ан-158.
По словам Д.Кивы, ГП «Антонов» уже ведет переговоры по поставкам самолета Ан-178 с потенциальными заказчиками из Украины, России, Казахстана и др. стран.
Один из ближайших конкурентов грузовой машине Ан-178 – это российско-индийский средний транспортный самолет МТА. В первую очередь самолет МТА в варианте военно-транспортного самолета (ВТС) предназначен для замены машин марки Ан-12 и Ан-26 в ВВС России и ВТС Ан-32 в ВВС Индии.
Разработка машины МТА, грузоподъемностью 20 т, осуществляется в рамках российско-индийского межправительственного соглашения, подписанного в 2007 г. Протокол о начале совместной разработки МТА был подписан еще летом 2001 г. Российско-индийское совместное предприятия по программе МТА было создано в 2010 г. Основные участники проекта по МТА – это компания «Ильюшин» (входит в состав ОАК) и индийская корпорация HAL.
Ядром российской инженерно-конструкторской группы, которая ведет разработку самолета МТА, является коллектив конструкторов ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», а так как «ильюшинцы» не в состоянии вести разработку, то они активно приглашают специалистов с других отечественных фирм.
Следует заметить, что в структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) за реализацию проектов корпорации в области транспортной авиации осуществляет ОАО «ОАК – Транспортные самолеты»,
Первый полет первого опытного образца намечен на 2017 г., а первые поставки заказчикам – на 2018 г. Сейчас идет этап эскизного проектирования самолета МТА.
Однако учитывая положение дел в российской авиапромышленности, можно предположить, что сроки реализации проекта по МТА будут постепенно сдвигаться «вправо», что может побудить индийскую стороны отказаться от МТА и приобретать машину Ан-178.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: модель самолета Ан-178 на МАКС-2013