Отечественные программы по созданию легких вертолетов

Отечественная вертолетостроительная отрасль реализует сразу несколько программ, чтобы ликвидировать отставание по легким  многоцелевым вертолетам

Больше всего продаж на мировом рынке в количественном отношении приходится на сегмент легких вертолетов. На протяжении многих десятилетий сложилась такая ситуация, что позиции отечественных вертолетостроителей сильны в сегментах средних и тяжелых вертолетов, и только в последние 15 лет российские вертолетные фирмы принимают активные усилия, чтобы предложить рынку различные модели легких вертолетов, однако отрасли не хватает инвестиций на осуществление новых проектов в этом сегменте.

Сейчас в модельный ряд холдинга ОАО «Вертолеты России» входят два типа легких многоцелевых вертолетов: вертолет Ка-226 и «Ансат», которые серийно выпускаются. Этого явно недостаточно. Вместе с тем потребность в легких вертолетах в России и, в частности, для такого направления, как авиация общего назначения, растет. Сейчас отечественные авиакомпании и частные лица удовлетворяют свои потребности в легких винтокрылых машинах в основном за счет зарубежной авиатехники.

В настоящее время наблюдается конкуренция между Россией и Украиной в реализации проекта по модернизации легкого двухдвигательного вертолета Ми-2, созданного в СССР в начале 60-х годов прошлого столетия и серийно строившегося с 1965 г. по 1992 г. в Польше (всего было построено свыше 5,4 тыс штук). Эта винтокрылая машина занимает в России вторую строчку по количеству машин находящихся на сегодняшний день в эксплуатации (около 110 машин) после вертолетов семейства Ми-8/17/171 (немногим более 800 штук).

Российские вертолетостроители в ОАО «Роствертол» занимаются проектом усовершенствованного вертолета Ми-2М, а украинские – Ми-2МСБ.

Модифицированный вертолет Ми-2М имеет новую силовую установку, состоящую из двух современных экономичных газотурбинных двигателя (ГТД) АИ-450, и обновленный состав пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.

На прошедшей в середине мая в столице 6-й Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2013» украинское АО «Мотор Сич» впервые представило в России натурный образец легкого многоцелевого вертолета МСБ-2 взлетной массой 4 т. Это модернизированный вариант вертолета Ми-2, на котором тоже установлены ГТД АИ-450.

По утверждению заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по программам и проектам Романа Чернышева, руководство холдинга планирует возобновить реализацию программы по усовершенствованному вертолету Ми-34С1. Работы над машиной Ми-34С1 (максимальная взлетная масса 1450 кг) были приостановлены в 2012 г. после того, как холдингу не удалось договориться с Воронежским механическим заводом (ВМЗ) о серийном выпуске поршневого двигателя М9ФВ для Ми-34С1. Эта силовая установка должна была заменить двигатель М14В26В мощностью до 370 л.с., изначально используемый на машине Ми-34. ВМЗ не выгодно заниматься мелкосерийным производством двигателя М9ФВ. ВМЗ также необходимо было провести работы по повышению ресурса двигателя, а это затратное дело. Сейчас межремонтный ресурс ПД М9ФВ мощностью 365 л.с. заявлен в 1 тыс. часов.

По словам заместителя генерального директора ОАО «Вертолеты России» Романа Чернышева, в настоящее время холдинг ведет переговоры с одним из зарубежных производителей поршневых двигателей (иностранная фирма не называется) об участии в программе Ми-34С1. Кроме того российский вертолетный холдинг предлагает зарубежному инвестору принять участие в стартовом заказе на ремоторизованный вертолет Ми-34. О достижении положительных договоренностей по Ми-34С1 обещали объявить летом нынешнего года.

На международном авиасалоне «Фарнборо-2012» ОАО «Вертолеты России» и итало-британская компания «Аугуста-Уэстленд» подписали рамочное соглашение о совместной разработке нового российско-итальянского вертолета взлетной массой 2,5 т. Стороны будут участвовать в совместной программе на паритетных началах. Заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по программам и проектам Роман Чернышев сообщил 13 мая представителям СМИ, что сейчас разработка нового вертолета находится в предпроектной стадии. «Надеюсь, нынешним летом нам удастся завершить организационные мероприятия и мы выйдем на полноценную работу», – сообщил Роман Анатольевич. По его словам, производство вертолета в значительном объеме будет локализовано в России.

В свою очередь глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров заявил на церемонии открытия выставки «ХелиРаша-2013»: «Надеюсь, что в 2016 г. российско-итальянский вертолет будет сертифицирован, и начнутся его поставки первым клиентам».

Если из трех перечисленных программ через три-четыре года будет реализован хотя один, то это будет больших успехом ОАО «Вертолеты России».

Юрий Пономарев