Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Прошедшая в мае в столице 6-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2013» продемонстрировала динамичное развитие вертолетостроения в России и сохранение высокого уровня поставок в страну зарубежных вертолетов
В нынешнем году общая площадь выставки «ХелиРаша» впервые увеличилась по сравнению с прошлым годом примерно на 7 тыс кв.м. Свою продукцию и технологии на выставке показали 205 компаний из 18 стран мира, в том числе 165 компаний и организаций из России. На выставке было представлено 15 натурных образцов вертолетов отечественного и зарубежного производства, которые прибыли по воздуху в выставочный комплекс «Крокус Экспо».
Во время выставки была оглашена статистическая информация о работе холдинга «Вертолеты России», в который входят все основные предприятия вертолетостроительной отрасли страны. По итогам 2012 г. консолидированная выручка ОАО «Вертолеты России» превысила 125,8 млрд руб, что соответствует росту в 21% за год. Объем поставок вертолетов заказчикам увеличился за 2012 г., по сравнению с 2011 г., на 11%. В течение 2012 г. на предприятиях холдинга было построено 290 вертолетов. Это на 28 винтокрылых машин больше, чем было изготовлено в 2011 г., или в процентном соотношении – на 10,7%. Самое главное, что предприятия отрасли обеспечены на ближайшие три года заказами на вертолетную технику. В портфеле заказов ОАО «Вертолеты России» имеются контракты на изготовление приблизительно 820 вертолетов, что по нынешним ценам в сумме составляет почти 360 млрд руб. Также следует сказать, что с 2004 г. по 2012 г. объемы выпуска российских вертолетов увеличились в три раза.
В основном гражданские версии новых вертолетов российского производства (это машины марки Ми-17/171 и Ка-32) уходят за границу. В 2012 г. в гражданскую авиацию России поступило всего два новых российских вертолета, в то же время отечественными авиакомпаниями и частными лицами было приобретено 100 вертолетов зарубежного производства.
Еще одна хорошая новость: в 2012 г. в вертолетостроительной отрасли расходы на проведение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ увеличились на 16%, по сравнению с 2011 г. Эти ассигнования составили 5,3 млрд руб. Все ли он и дошли до разработчиков винтокрылой авиатехники – это уже другой вопрос.
Юрий Пономарев