Правительство бросает «спасательный круг» гражданскому сектору авиапромышленности

Государство решило поддержать гражданское самолетостроение с помощью консолидированного государственного заказа

Бухгалтерские отчеты авиационных предприятий-финишников, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), размещенные в Интернете в течение последних лет, показывают, что мелкосерийное (временами почти штучное) производство самолетов гражданского назначения для авиакомпаний пока что убыточно для авиазаводов. Прибыль авиазаводам приносит только производство самолетов в рамках государственных заказов, в частности, машин для Специального летного отряда «Россия» по заказам Управления делами президента России.

В частности, такой наиболее передовой авиазавод среди отечественных предприятий, как филиал «Гражданские самолеты Сухого» в Комсомольске-на-Амуре (КнаАФ «ГСС»), построивший в 2012 г. 12 машин марки «Суперджет-100», пока приносит убытки компании «ГСС». Убыток от продаж в 2012 г. в «ГСС» составил 3,18 млрд руб., что на 22% больше, чем в 2011 г. (2,611 млрд руб). По итогам прошлого года чистый убыток ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составил по РСБУ 4,582 млрд руб., увеличившись на 18,7%, по сравнению с 2011 годом (3,859 млрд руб.)

На прошедшем 19 апреля Съезде авиапроизводителей России заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сообщил, что «в настоящий момент подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект подпрограммы «Консолидированный государственный заказ», предусматривающий закупку для нужд государственных служб 123 самолетов и 224 вертолетов на общую сумму порядка 324 млрд руб». В дальнейшем на сайте Минпромторговли России, где помещено выступление Ю.Слюсаря на съезде, стала фигурировать сумма в 320 млрд руб, а упоминание количества самолетов и вертолетов, поставляемых в рамках госзаказа исчезло. Выступление появилось на министерском сайте 19 апреля, а 22 апреля в текст были внесены изменения.

По словам Юрия Слюсаря, рассматриваются варианты приобретения госзаказчиком самолетов и вертолетов в лизинг. Переговоры, по словам заместителя министра велись с рядом лизинговых компаний: ГТЛК, «Ильюшин финанс Ко.», «ВЭБ-лизинг». «Госзаказчики поддержали такую схему», – сообщил Ю.Слюсарь.

Выступая 25 апреля перед депутатами Госдумы, руководитель Минпромторга Денис Мантуров сказал, что «сейчас в отработке находится программа целевого государственного заказа в объеме 105 единиц авиационной техники, которая должна быть сформирована до конца этого года, на период до 2020 г.». Расхождение в 18 самолетов удивляет. Возможно, есть разногласия между производителями и заказчиками по стоимости партий самолетов.

По оценке Минпромторга, общий объем бюджетного финансирования авиапромышленности за десять прошедших лет составил 462,5 млрд руб. Увеличение объемов бюджетного финансирования авиастроительной отрасли не привело к кардинальным изменениям в отрасли, особенно в гражданском авиастроении, указывалось в материалах, распространенных на Съезде авиапроизводителей России.

В свою очередь Коллегия Счетной палаты России разместила на своем сайте информацию о том, что под председательством Сергея Степашина Коллегия рассмотрела в 2012-2013 гг. «результаты проверки результативности исполнения федеральными органами исполнительной власти общегосударственных программных документов, в части обеспечения развития авиационной техники в интересах региональных и местных авиаперевозок», и установила, что «при практически полном ежегодном освоении выделенных средств, ключевые показатели Федеральной целевой программы в области гражданской авиации не достигнуты».

Остается надеяться, что консолидированный государственный заказ сможет поддержать на плаву до 2020 г. гражданский сектор самолетостроения.

Как сообщил на Съезде авиапроизводителей президент ОАК Михаил Погосян, в 2013 г. на авиазаводах ОАК планируется изготовить около 130 военных и гражданских самолетов (для сравнения: в 2012 г. этот показатель составил 108 машин).

Юрий Пономарев

Фото ОАО «ВАСО»