Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Отечественные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-33/AJ26 вывели на околоземную орбиту американскую ракету «Антарес»
В ночь с 21 на 22 апреля 2013 г. со Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в Вирджинии (США) был произведен успешный испытательный запуск нового американского ракетоносителя (РН) «Антарес», созданного специалистами американской компании «Орбитал Сайенсиз» совместно с украинскими коллегами из днепропетровского предприятия «Южмаш». РН «Антарес» вывел на околоземную орбиту макет грузового корабля «Сигиес» («Созвездие Лебедь») и четыре малогабаритных спутника.
Первая ступень РН «Антарес» оснащена двумя ЖРД НК-33/AJ26, приобретенными американцами около десяти лет назад у самарского предприятия СНТК им. Н.Д.Кузнецова. Сейчас это предприятие называется ОАО «Кузнецов» и входит оно в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК)».
Российский двигатель имеет двойное обозначение: AJ-26 – это разработанная компанией «Аэроджет» и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 (из числа 37 экземпляров ЖРД, приобретённых у СНТК им. Н.Д.Кузнецова) с добавлением американской электроники и адаптированных к производимому в США топливу и др.
Следует сказать, что ЖРД НК-33 с тягой в вакууме 171 тс, в котором в качестве горючего используется керосин, а окислителем является жидкий кислород, был разработан в Самаре еще в 60-е годы прошлого столетия для тяжелого РН Н1, который должен был доставить советских космонавтов на Луну. После успешного осуществления США лунной программы все работы по советскому лунному проекту были прекращены в 1974 г. Несмотря на приказ руководителя НПО «Энергия» В.П.Глушко в те годы уничтожить двигатели серии «НК», Н.Д.Кузнецов распорядился законсервировать и спрятать оставшиеся ЖРД, что и было успешно выполнено.
Сейчас руководством ОАО «ОДК» перед компанией «Кузнецов» поставлена задача не только использовать по назначению все имеющиеся в России ЖРД серии «НК», но и воссоздать их серийное производство на новом технологическом уровне. В настоящее время ЖРД НК-33 устанавливается на первой ступени нового российского РН легкого класса «Союз-2.1в», первый запуск которого планируется осуществить в конце 2013 г.
ЖРД НК-33 – второй экспортный двигатель России. Первый – ЖРД РД-180, созданный в 90-е гг. – в 1996 г. был приобретен американской компанией «Дженерал Дайнемикс» для установки на первых ступенях РН «Атлас-3» и «Атлас-5», созданных американской корпорацией «Локхид-Мартин».
Игорь Лот
Фото ОАО "Кузнецов"