Представители предприятий авиапромышленности России слетелись в Москву на съезд

 

19 апреля 2013 г. в столице после долгого перерыва прошел Съезд авиапроизводителей (САП) России

Мероприятие открыло трио: президент САП Юрий Коптев, авиаконструктор, дважды Герой социалистического труда, академик Генрих Новожилов и председатель профсоюза работников авиапромышленности Николай Соловьев.

Предприятия и организации авиационной промышленности были представлены 319 делегатами. Ждали приезда и выступления на съезде вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина и министра Дениса Мантурова.

Вместо них с докладом от правительства выступил заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь, который рассказал о сегодняшних рубежах отрасли и задачах завтрашнего дня, стоящих перед авиапромом.

Юрий Борисович постоянно сравнивал уровень, достигнутый отечественной авиапромышленностью к началу 2013 г., с уровнем авиапромышленности США и Европейского союза (ЕС). Показатель производительности отрасли в течение года в тыс. долл. на одного человека, занятого в авиапроме, выглядит так: Россия – 47 (2011 г.), ЕС – 341 (2008 г.), США – 432 (2010 г.). Современную долю России на мировом рынке по объемам продаж различных видов авиатехники в сравнении с США и ЕС лучше не приводить в силу малых величин.

Весьма интересной была информация о структуре занятости в отрасли по возрастам и ее прогноз до 2025 г. По словам Ю.Слюсаря, прогноз таков: к 2025 г. половина работников, занятых в отрасли сейчас (403 тыс. чел.), выйдет на пенсию, т.е. необходимо более эффективно и срочно решать кадровую проблему.

Ю.Слюсарь также рассказал о мерах государственной поддержки отрасли после вступления России во Всемирную торговую организацию и об ожиданиях руководства страны от авиапромышленности.

На съезде с докладами выступили президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян, генеральный директор ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского» Борис Алешин с дискуссионным докладом по проблемам авиационной науки, который вызвал оживление в зале после ряда чисто информационных сообщений, заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» Евгений Каблов и др.

Основная тема докладов на съезде была связана с обсуждением проблем по выполнению государственной программы «Развитие авиационной промышленности России на 2013-2025 гг.».

Другие темы выступлений являлись производными от главной: совершенствование структуры управления, завершение процесса реструктуризации интегрированных структур и формирование новых принципов взаимодействия с целью стабильного развития отрасли, создание научно-технического задела, обеспечивающего разработку и производство конкурентной авиационной техники и ее компонентов, совершенствование нормативно-правового регулирования в авиационной промышленности и др.

По завершению съезда была принята резолюция съезда, направленная в правительство. Согласно резолюции, Cъезд авиапроизводителей полностью поддерживаются действия правительства (далее цитирую), «на восстановление и развитие авиационной промышленности» и т.д. в подобном духе.

Можно с большой долей уверенности предположить, что действия организаторов съезда в первую очередь направлены на лоббирование отраслевых интересов с целью получения еще больших объемов финансовых средств и различных преференций.

Реальные факты говорят о том, в стране на протяжении длительного времени продолжается уменьшение экономической активности, что свидетельствует об исчерпании возможностей текущей модели экономического развития. Последние пять лет показали, что нынешняя управленческая система заточена только на инерционный вариант развития экономики страны, что она не способна к обновлению, поэтому вынуждена заниматься консервированием себя.

Юрий Пономарев