Минпромторгу приглянулся проект СибНИА по модернизации самолета Ан-2

Планируется реализовать в массовом производстве проект по ремоторизации самолета-ветерана Ан-2

Выступая в конце февраля с докладом в МАИ, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что принято решение передать право по выпуску конструкторской документации и поддержанию жизненного цикла самолета Ан-2 в СибНИА им С.А.Чаплыгина. Планируется, что СибНИА, по согласованию с «антоновским» КБ займется осуществлением программы ремоторизации и доработкой базовой версии самолета Ан-2 до варианта Ан-2МС. По утверждению чиновников Минпромторга России, спрос на такие модернизированные самолёты высок. Причем не только в России, но и за рубежом. В Департаменте авиапромышленности министерства полагают, что на авиапредприятиях Гражданской авиации и Минобороны России можно наладить модернизацию до 130 самолетов Ан-2 ежегодно.

Сейчас в российском реестре насчитывается более 2 тыс самолетов Ан-2 (реестры Гражданской авиации, ВВС и ДОСААФ). Их них в реальной эксплуатации находится немногим более 370 машин, причем на самолеты Ан-2 старше 20 лет приходится около 80% авиапарка.

По утверждению руководства СибНИА, в настоящее время имеется подтвержденный спрос на модернизацию более чем 500 самолетов Ан-2 до варианта Ан-2МС. Заявки получены от авиакомпаний и фирм России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Следует сказать, что, по информации компании «Антонов», до сих пор в странах СНГ эксплуатируются суммарно около 2,2 тыс самолетов Aн-2 различных модификаций.

Специалистами СибНИА разработан вариант ремоторизации Ан-2МС, при котором на Ан-2, вместо отечественных поршневых двигателей АШ-62ИР, предлагается устанавливать прошедшие капремонт турбовинтовые двигатели Гарретт TPE-331-10UHR американской компании «Ханиуэлл» с пятилопастным винтом марки HC-B5MP американской фирмы «Хартзелл Пропеллер». Кроме того на машине Ан-2МС устаналивается автономный дизель-генератор, предпусковой подогреватель двигателя, отопитель салона, противообледенительная система двигателя и винта и капот из композиционных материалов. Ан-2МС, по сравнению с Ан-2, сократил массу с 3350 до 2850 кг, что позволяет машине с полной нагрузкой в 1,5 т и полным запасом топлива совершать полеты при крейсерской скорости в 200 км/ч дальностью до 1,4 тыс км. Ан-2 при скорости полета 200 км/ч расходует порядка 180-190 л авиационного бензина за час полета, модернизированный Ан-2МС при полете с такой же скоростью расходует около 160 л авиационного керосина в течение часа.

Cтоимость переделки Ан-2 в Ан-2МС оценивается в 670 тыс. $. Ремоторизованный Ан-2МС с новым двигателем получит календарный срок эксплуатации 10 лет и 7 тыс. часов работы двигателя. По утверждению специалистов СибНИА, капитальный ремонт Ан-2 с установкой двигателя Гарретт TPE-331-10UHR и ряда новых агрегатов обойдется в четыре раза дешевле, если приобретать аналогичный самолет б/у зарубежного производства.

Первые запуски двигателя Гарретт TPE-331-10UHR и его наземная отработка на самолете Ан-2 начались в СибНИА в конце июня 2011 г., а 5 сентября 2011 г. «Аннушка» с американским двигателем впервые поднялась в воздух.

Необходимо сказать, что из ГП «Антонов» после получения сведений о работах СибНИА по модернизации Ан-2, был отправлен запрос о правомерности действий сибиряков, так как только разработчик отвечает за все модернизации самолета. После получения письма из Киева начались переговоры СибНИА с компанией «Антонов», которые окончились положительно.

Госпредприятие (ГП) «Антонов» в свою очередь предлагает провести модернизацию Ан-2 в вариант Ан-2-100 с установкой турбовинтового двигателя МС-14 производства запорожского ОАО «Мотор Сич». «Антоновцы» планируют осуществить сертификацию Ан-2-100 в первой половине 2013 г. Стоимость переоборудования в вариант Ан-2-100 оценивается в 900 тыс. $.

В ходе реализации проекта Ан-2МС в первой половине 2012 г. было подписано соглашение с американской компанией «Ханиуэлл» на поставку в 2013 г. в Россию 100 турбовинтовых двигателей Гарретт TPE-331-10UHR. Соглашением предусмотрен опцион на поставку еще 100 двигателей этого типа.

Пока что на предложение премьер-министра Дмитрия Медведева обратить внимание на кризис в региональных авиаперевозках, Минпромторг сумел предложить только программу переделки ветерана Ан-2 в вариант Ан-2МС, чтобы хотя бы частично решить проблему местных и региональных перевозок, а также выполнить один из пунктов утвержденной в декабре 2012 г. госпрограммы «Развитие авиационной промышленности РФ» на 2013 - 2025 гг.».

Фото СибНИА

Юрий Пономарев

На снимке: самолет Ан-2МС в полете