Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Минобороны России вновь усомнилось в целесообразности приобретения военно-транспортного самолета (ВТС) Ан-70
Еще год назад в судьбе российско-украинского проекта ВТС Ан-70 была ясность: в рамках Государственной программы вооружений, рассчитанной на период до 2020 г., планировалось приобрести 60 самолетов. В июне 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о планах по развертыванию серийного производства Ан-70 на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова (КАПО). Затраты на строительство сборочного предприятия на территории КАПО и освоение серийного производства новой военно-транспортной машины были оценены в сумму 19 млрд руб. Намечалось, что первый построенный в Казани Ан-70 полетит в конце 2015 г. или в начале 2016 г., а к концу нынешнего десятилетия предприятие выйдет на уровень производства 12 самолетов в год. Летом 2012 г. Украина и Россия подписали график совместных работ.
В конце сентября 2012 г. под Киевом начались летные испытания модернизированного ВТС Ан-70. Тогда же было официально заявлено, что для завершения летных испытаний Ан-70 необходимо провести около 70 полетов и что приблизительно 650 полетов уже выполнено.
Минобороны России обещало перечислить госпредприятию (ГП) «Антонов» до конца 2012 г. 35 млн $ на реализацию проекта Ан-70, Украина в свою очередь в рамках национального гособоронзаказа обещала выделить на программу 43,3 млн $. Стоимость одного самолета была оценена в сумму около 70 млн $. За первый Ан-70 Минобороны России перечислило часть денег в 2011 г.
19 декабря 2012 г. президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сообщил журналистам, что компания «Антонов» начала передачу корпорации техдокументации по перспективному ВТС Ан-70 для организации его производства в России. «Но окончательные решения еще будут приняты в 2013 г. по дальнейшему решению этой программы», – добавил Михаил Асланович.
В конце декабря прошлого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что под руководством нового министра обороны Сергея Шойгу прошло совещание, посвященное заказам новых самолетов для военно-транспортной авиации. Затем в СМИ просочились информация (по всей видимости, это был санкционированный «слив»), что решение о закупке средних военно-транспортных самолетов Ан-70 будет принято после испытаний ВТС. Будут профинансированы только испытания модернизированной машины и достройка в Киеве второго серийного экземпляра самолета, на что потребует порядка 150 млн $, а анонсированный летом проект развертывания серийного производства Ан-70 в Казани пока финансироваться не будет.
Следует сказать, что сейчас на Киевском авиазаводе в постройке находятся два первых серийных самолета Ан-70 (№ 01-04 и № 01-05). В конце декабря 2012 г. была завершена стапельная сборка фюзеляжа первого серийного экземпляра Ан-70 – машины № 01−04, частично собран фюзеляж машины № 01-05. Крылья для этих двух самолетов заказаны на Ташкентском авиазаводе, который сейчас перепрофилируется. Один комплект крыла Ан-70 уже готов, осталось доставить его в Киев.
21 декабря прошлого года генеральный директор ГП «Антонов» Дмитрий Кива заявил, что для завершения изготовления первого серийного Ан-70 необходимо около 300 млн. гривен (приблизительно 36,8 млн $).
Вряд ли под давлением Сергея Кужугетовича, который сейчас старается осуществлять коллективный стиль руководства военным ведомством, было принято осторожное и половинчатое решение по Ан-70.В истории с ВТС Ан-70 на протяжении последних 20 лет превалирует политика. Об этом недвусмысленно заявил премьер-министр Д.Медведев. Подчеркивая не экономическую и военную целесообразность проекта, продиктованные потребностями военных в новом ВТС, который создается в течение трех десятилетий, а на то, что проект Ан-70 является символом российско-украинского сотрудничества.
Не случайно в начале нынешнего февраля посол России в Украине Михаил Зурабов дезавуировал декабрьский «слив» информации из Минобороны России. Он сказал, что Министерство обороны Российской Федерации по-прежнему намерено закупить 60 самолетов Ан-70. «Знаю, что украинская сторона в ближайшее время активизирует переговоры по вопросам сотрудничества в сфере авиастроения. Это не только вопросы, связанные с производством Ан-70, поскольку до сегодняшнего дня российское Министерство обороны имеет в виду закупить до 60 самолетов Ан-70», – сказал М.Зурабов.
Можно сделать предположение, что руководству Минобороны «погрозили пальцем» из Белого дома на Краснопресненской набережной в отношении программы по ВТС Ан-70.
Юрий Пономарев
Фото ГП «Антонов»