Проекту создания НЦА исполнилось пять лет

20 февраля 2008 г. на свет появился Указ президента России № 217 о создании Национального центра авиастроения

Через год – в феврале 2009 г. – между правительством Московской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственной корпорацией «Ростехнологии» было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА). Намечалось, что весь процесс создания НЦА должен быть выполнен в три этапа, каждый продолжительностью по три года. Первый этап планировалось осуществить с 2009 г. по 2012 г.

Первоначальные цели первого этапа

В первый временной период, согласно «Концепции создания НЦА в г. Жуковском», озвученной в начале 2009 г., одними из первых возведенных объектов Центра должны были стать штаб-квартира ОАК на территории, принадлежащей ЛИИ им. М.М.Громова, и многофункциональный комплекс в цаговском лесу (строительство обоих объектов планировалось начать во второй половине 2009 г.), Также собирались начать строительство Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» и приступить к строительству жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры. Завершить строительство жилья для сотрудников ОАК и их семей общей площадью около 2 млн кв м планировалось завершить в 2015 г. Согласно «Концепции…», только в 2009 г. собирались освоить 203,5 млн $. Однако намеченное выполнить не удалось.

Неожиданная корректировка планов

В 2009 г. «грянул» экономический кризис, и планы создания НЦА подверглись значительным изменениям. В октябре 2010 г. озвучили новые сроки реализации проекта НЦА. Первоочередными объектами по-прежнему остались многофункциональный комплекс площадью 80 тыс кв м в «цаговском лесу» и штаб-квартира ОАК площадью 23,6 тыс кв м.

Также без громких официальных заявлений приняли решение, что Инженерный центр ОАК, где собирались объединить под одной крышей авиационные КБ, в ближайшей перспективе более оптимально создавать не в Жуковском, а в столице на территории ОКБ им. А.Н.Туполева.

Согласно изменения, внесенным в «Концепцию…» в 2010 г., были выдвинуты новый приоритет: работы по созданию аэропортового комплекса на территории аэродрома ЛИИ (АПК «Раменское»), где запланировали построить аэропорт для пассажирских и грузовых авиаперевозок по внутренним и зарубежным маршрутам, а также для приема и обслуживания самолетов деловой авиации. Для обеспечения полетов за границу и приема самолетов из-за кордона в структуре Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) «Россия» наметили создать таможенно-транспортный комплекс. Еще двумя первоочередными задачами решили сделать строительство подъездной автотрассы и создание Особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) «НЦА».

Итоги первой пятилетки

В 2011 г. построили и открыли для движения автотранспорта первый участок подъездной дороги: от трассы М-5 «Урал» до развязки в районе улицы Кооперативная. Несомненно, что подъездная дорога необходима для ПОЭЗ для транспортировки грузов. Транспортную развязку в районе Туполевского шоссе у въезда в ЛИИ, для строительства которой суммарно уничтожили около 15 га цаговского леса и соседних парковых лесов, собираются сдать в эксплуатацию в 2013 г.

Согласно принятому в конце 2012 г. Генплану Жуковского, ПОЭЗ разместится рядом с территорией ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева», входящего в состав ОАО «ОАК», на площади в 12 га. По заявлению чиновников администрации Жуковского, работы по созданию особой экономзоны начались еще в 2010 г. На выделение и обустройство территории ПОЭЗ отводится два года (2011-2012 гг.). В эти же годы планировалось создать инженерную инфраструктуру этой спецзоны. На строительство и реконструкцию дорог отводились 2012 и 2013 гг. Завершить создание ПОЭЗ наметили в 2014 г. Пока что работы по ПОЭЗ находятся в стадии проведения организационных мероприятий. Основная задержка связана с поиском инвесторов.

По двум первоочередным объектам можно сказать следующее. Здание штаб-квартиры ОАК, рассчитанной на 2 тыс персонала, начали строить в мае 2012 г., а окончить его возведение собираются в 2013 г. Строительство МФК в цаговском лесу из-за протестов общественности, возможно, на время отложили.

Приоритет девелоперской части проекта

В последние два года более заметно продвижение той части проекта НЦА, которое связано со строительством объектов недвижимости на новых территориях Жуковского. Этому активности способствовал ввод в эксплуатацию автодороги, идущей по полям от трассы М-5 «Урал». Под нужды НЦА территория Жуковского за счет сельхозземель на правом берегу Москвы-реки была увеличена на 1,3 тыс га. В конце 2011 г. Некоммерческое партнерство (НП) «НЦА» выкупило у собственников земель 886,8 га. Сделку в $ 50 млн кредитовал Альфа-банк.

В декабре 2012 г. компания «Группа АРК» представила финальный эскизный проект планировки первой очереди развития новых территорий Жуковского – района «Правобережье-Север» общей площадью 380 га. Согласно концепции, территория нового городского района делится на 3 части: северную – это «город-сад», обрамленный руслом Москвы-реки, затем небольшой центральный район с разнообразными типами жилой недвижимости и социальной инфраструктурой, а также Инновационный комплекс «Жуковский» с университетским кампусом, бизнес-инкубатором, офисами научно-внедренческих фирм и др.

Согласно эскизному проекту, общая площадь жилой застройки в планировочном районе «Правобережье-Север» должна составить 657 тыс кв м, а по общественной застройке – немногим более 1 млн кв м. Многоквартирная застройка рассчитана на возведение домов общей площадью 376 тыс кв м, постройку таунхаусов общей площадью 223 тыс кв м и коттеджей – около 41 тыс кв м.

Кого видят будущими собственниками жилья руководители Управляющей компанией проекта (девелопер) НП «НЦА»? Они, кстати, разделены на две части. Первая – это сотрудники ОАО «ОАК», ГК «Ростехнологии», ОАО «ТВК «Россия» и др. Вторая – это молодые расширяющиеся семьи Жуковского и Раменского, жители столицы, желающие иметь жилье в ближнем Подмосковье, жители регионов России, либо работающие в столице, либо часто приезжающие в Москву и др. Можно сделать вывод, что только в одном новом районе Жуковского жилью будет строиться с большим избытком.

Мировая практика показывает, что проекты по созданию крупных научных центров успешно реализуются в тех случаях, когда в стране интенсивно развиваются наукоемкие технологии, и весьма проблематична их реализация в странах, как Россия, доля которой на мировом рынке наукоемкой продукции в 2011 г. составила 0,3 - 0,5 %, в то время как доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 17%.

Справка ЖВ

Сравнение России, США и стран ЕС по авиапромышленности, взятой как одной из наукоемких отраслей, таково: производительность труда на одного работающего в авиапромышленности человека в 2011 г. в России (а всего работало в 2011 г. 407,5 тыс. человек) составила 51 тыс. долларов. В США в 2010 г. этот показатель составил – 432 тыс. долларов на одного человека, а в странах Европейского союза (ЕС) в 2010 г. – 341 тыс. доллар на одного человека.

В 2011 г. в США произвели самолетов на сумму 82 млрд. долларов, что составило 53% мирового рынка, в России в 2011 г. изготовили самолетов на сумму 5,2 млрд. долларов, что составило 3,4% мирового рынка. Весь объем мирового рынка построенных в 2011 г. самолетов составил в денежном выражении 155 млрд. долларов.

Рисунок ООО «НП «НЦА»

На рисунке: проект застройки района «Правобережье-Север» (2012 г.)

Юрий Пономарев