Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Статистика производства самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения в 2012 г.
Согласно официальным планам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2012 г. планировалось поставить заказчикам 36 самолетов гражданского назначения, в т.ч. 24 региональных самолета «Суперджет-100» (SSJ-100) и 9 региональных машин Ан-148, два среднемагистральных самолета Ту-204-300 и один дальнемагистральный авиалайнер Ил-96-300.
В конце декабря 2012 г. М.Погосян заявил представителям СМИ, что на авиазаводах ОАК в уходящем году будет построено около 110 самолетов, из которых 23 – машины гражданского назначения, а заказчикам будет поставлено – 20 самолетов. Предполагается, что выручка ОАК в 2012 г. составит приблизительно 180 млрд руб.
Самолетостроение
На 31 декабря 2012 г. по авиазаводам ОАК из разных источников (официальных и неофициальных) получена следующая статистическая информация.
На Воронежском авиазаводе (ВАСО) в прошедшем году построено 4 самолета, а сдано заказчикам 7 (три машины построены в 2011 г.) региональных самолета Ан-148, построен и облетан один новый дальнемагистральный самолет Ил-96-300ПУ(М1), изготовленный по заказу Управления делами президента (УДП) России.
В Ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» в прошедшем году не изготовлено ни одного самолета семейства Ту-204, только в январе 2012 г. заказчику (УДП России) были переданы два авиалайнера Ту-204-300 VIP-комплектации. Модернизированный транспортный самолет Ил-76МД-90А построили и выкатили в 2011 г., а подняли в воздух в сентябре 2012 г.
В 2011 г. на Казанском авиазаводе (КАПО) закончили изготовление и подняли в воздух два самолета Ту-214СУС (самолетные узлы связи). Первый авиалайнер был поставлен в специальный летный отряд (СЛО) «Россия» в конце декабря 2011 г., а второй тоже достался СЛО в апреле 2012 г. По существу на КАПО в 2012 г. не было построено ни одного самолета семейства Ту-214.
В филиале ЗАО «ГСС» в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ ЗАО «ГСС») изготовили 13 новых самолетов «Суперджет-100» (SSJ-100).
В ОАО «Авиакор – авиационный завод» (формально не входит в состав ОАК) в 2012 г. построено три самолета Ан-140, два сданы заказчику – Минобороны России. Также изготовлены для Минобороны два новых авиалайнера Ту-154М. Известно, что один Ту-154М сдан заказчику до 31 декабря.
Итого получается 23 самолета. Есть основания полагать, что, озвучив число 23, Михаил Погосян подсчитал самолеты марки Ан-140 и Ту-154М, построенные на Самарском авиазаводе «Авиакор», который не входит в состав ОАК.
По военным самолетам делаем такой простой расчет: всего построят 110 самолетов. Вычитаем из 110 машин 23 гражданских самолета и получаем 87 машин военного назначения. Из этого числа отнимаем – 58 военных самолетов для Минобороны РФ (это число озвучено замминистра обороны Юрием Борисовым) и тогда остается 29 военных машин для поставки на экспорт.
Согласно официальной информации, Минобороны России в 2012 г. должны получить на вооружение 10 фронтовых бомбардировщиков Су-34, построенных на Новосибирском авиазаводе (НАПО) и 6 многофункциональных истребителей Су-35С, построенных на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнаААПО).
Корпорация «Иркут» планировала в 2012 г. построить для ВВС России 15 учебно-боевых самолетов Як-130 в рамках контракта на поставку 55 УБС, подписанного в конце 2011 г. и два истребителя Су-30СМ.
Также следует учесть постройку опытной машины в рамках программы по созданию Перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). На сегодняшний день в программе лётных испытаний участвуют четыре опытных образца истребителя пятого поколения. Четвертая опытная машина – истребитель Т-50-4 был построен и впервые поднят в воздух в конце 2012 г.
По словам генерального директора РСК «МиГ» Сергея Короткова, в 2012 г. в рамках производственного плана корпорации необходимо построить 24 самолета семейства МиГ-29. О результатах работы РСК «МиГ» в прошедшем году пока нет официальной информации.
Вертолетостроение
По заявлению руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, к концу 2012 г. на отечественных авиазаводах должны произвести 250 вертолетов гражданского и военного назначения.
Согласно заявлению экс-замминистра обороны Александра Сухорукова (освобожден от должности 9 ноября 2012 г.), в 2012 г. ВВС России должны получить 124 вертолета, среди которых более 20 ударных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», а также глубоко модернизированные ударные машины Ми-35М. Также военные получат вертолеты Ка-226, «Ансат», Ми-26, Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, два вертолета Ка-31Р (для авиации ВМФ).
Предполагается, что в 2012 г. Казанский вертолетный завод построит 105 – 107 вертолетов марки «Ми» (рост производства около 15% по сравнению с 2011 г.). В 2012 г. Улан-Удэнский авиационный завод планировал увеличить объемы производства на 10%, доведя ежегодный выпуск вертолетов семейства «Ми» до 95 винтокрылых машин.
Можно сделать такой вывод, основываясь на данных по 2011 г., когда на авиазаводах ОАК было построено 114 самолетов военного и гражданского назначения. В целом по отрасли стабильные результаты показывает военный сектор самолетостроения. В гражданском секторе рост производства составил в 2012 г. более 35% (23 самолета против 17 машин в 2011 г.).
В 2012 г., по предварительным данным, суммарно построено около 250 вертолетов военного и гражданского назначения (против 262 машин в 2011 г.). Видимо производственные мощности шести отечественных авиазаводов, на которых строятся вертолеты, достигли на сегодняшний день своих пределов.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «ОАК»