Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Перечень наиболее важных, по мнению редакции сайта, событий, со знаком «плюс» и «минус» в самолето- и вертолетостроении и двигателестроении
В области самолетостроения наиболее выдающимся достижением стало начало 22 сентября летных испытаний транспортного самолета Ил-76МД-90А, построенного на Ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП».
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. На усовершенствованной машине установлены двигатели ПС-90А-76, новое крыло (применяются длинномерные панели), прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией и др.
Еще одним важным событием (оно связано с разработкой семейства двигателей для самолетов) является старт 9 июня в пермском ОАО «Авиадвигатель» стендовых испытаний отечественного двигателя ПД-14 пятого поколения.
Разработка двигателей пятого поколения на базе унифицированного газогенератора осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Базовый двигатель нового семейства – ПД-14. Этот двигатель – первый в семействе перспективных двигателей в классе тяги 9-18 тс, разрабатываемый в широкой кооперации предприятий ОДК и украинских двигателестроительных фирм при головной роли пермского ОАО «Авиадвигатель».
В настоящее время ведутся переговоры об испытаниях в 2014 г. двигателя ПД-14 на летающей лаборатории, созданной на самолете Ил-76, принадлежащем ЛИИ им. М.М.Громова. Перед летными испытаниями построят опытную партию из 7-10 двигателей для наземных испытаний. Сертификация нового двигателя намечена на 2014 г., начало серийного производства и первые продажи – на 2016 г. Сейчас в Перми приступили к производству опытной партии двигателей ПД-14.
В области вертолетостроения знаковым событие со знаком «плюс» стал первый полет усовершенствованной винтокрылой машины Ми-2М, состоявшийся 25 сентября на аэродроме ОАО «Роствертол».
Модифицированный вертолет Ми-2М имеет новую силовую установку, состоящую из двух современных газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-450, а также обновленный состав пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.
Двигатели АИ-450, разработки украинского ОАО «Мотор Сич», по сравнению с ГТД-350 вертолета Ми-2, имеют сравнительно низкий удельный расход топлива, высокий ресурс, большую надежность, более низкий уровень шума и эмиссии. В связи с установкой новых двигателей изменена трансмиссия вертолёта и установлены новые главный редуктор ГР-2А и объединяющий редуктор ОР-2А. «Роствертол» планирует модернизировать находящиеся в эксплуатации несколько сотен вертолетов Ми-2 одновременно с проведением капитально-восстановительного ремонта.
В самолетостроении главным событием со знаком «минус» стала катастрофа регионального авиалайнера «Суперджет-100 (SSJ-100)» 9 мая в западной части индонезийского острова Ява.
Разбившимся самолетом управлял опытный экипаж: командир экипажа, летчик-испытатель 1 класса, старший летчик-испытатель компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» Александр Яблонцев, второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, инженеры Алексей Киркин и Денис Рахимов. Также на борту находились сотрудники компании «ГСС»: заместитель начальника летной службы Николай Мартыщенко, директор по продажам компании «ГСС» Евгений Гребенщиков и менеджер по продажам Кристина Куржукова. Всего на борту SSJ-100 (бортовой № RA-97004) во время демонстрационного полета находилось 45 человек: восемь россиян, 35 индонезийцев, один гражданин США и один гражданин Франции.
18 декабря было официально объявлено, что причиной катастрофы самолета SSJ-100 стал «человеческий фактор»: ошибки, допущенные экипажем. К такому выводу пришла комиссия по расследованию трагедии, опубликовавшей отчет об авиакатастрофе.
В области вертолетостроении событием со знаком «минус» можно уверенно назвать закрытие в 2012 г. программы по легкому вертолету Ми-34С.
Стоит напомнить, что первый полет модифицированная машина Ми-34C1 совершила первый полет 10 августа в 2011 г. в Летно-испытательном комплексе МВЗ им. М.Л.Миля в Панках.
Вертолет Ми-34С1 намечалось серийно производить на авиазаводе в г. Арсеньев (Приморский край). На машину возлагались большие надежды, так как в нише легких вертолетов подобного класса других проектов, доведенных до изготовления в металле, в России нет.
Юрий Пономарев
На снимке: Ил-76МД-90А
Фото ОАО «ОАК»
Фото в сервере в папке «Фото № 53ЖВ 2012» - 1ОпытОбразецИл76МД-90А.jpg