Для авиапромышленности написали и утвердили новую программу до 2025 г.

23 ноября 2012 г. правительство России одобрило проект госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.»

Новый вариант проекта был скорректирован с учетом замечаний Минфина, Минэкономразвития, рекомендаций экспертов отрасли, выступлений специалистов в СМИ. Главные цели, которые поставлены перед авиапромышленностью к 2025 г. – это увеличение выручки отрасли в 3,5 раза, рост производительности труда в 9,4 раза, рост доли российских производителей гражданской авиатехники (вертолетов и самолетов) на мировом рынке до 6,3%, сохранение доли российских производителей военной авиатехники на мировом рынке на уровне 12%.

Согласно программе, ставка в гражданском секторе авиапромышленности делается на семействе региональных самолетов «Суперджет-100 (SSJ-100)» (часть самолетов семейства серийно выпускается) и на создаваемое семейство ближне-среднемагистральных самолетов МС-21. Следует отметить, что конкурентоспособным признается и семейство другой региональной машины – самолета Ан-148. К 2025 г. по гражданским самолетам Россия должна занять 3,2% (сейчас около 1%) мирового рынка в денежном выражении.

Разработчики программы считают, что семейство авиалайнеров марки Ту-204/214 является неконкурентоспособным. Однако предлагается продолжить их серийное производство для заказчиков, для которых ценовой фактор не является определяющим, т.е. в рамках госзаказа. Сейчас формируется консолидированный государственный заказ приблизительно на 130 самолетов четырех основных семейств: Ил-96, Ту-204/214, SSJ-100 и Ан-148. Руководство ОАК обсуждает с профильными министерствами возможность лизинговых поставок перечисленных марок самолетов госструктурам. Следует заметить, что Воронежский авиазавод (ВАСО) продолжит выпуск самолетов Ил-96 только до 2020 г.

В двигателестроении российские производители по окончательному варианту госпрограммы к 2025 г. должны занять ниши в 1,4% в гражданском и 12,9% в военном сегментах мирового рынка. В гражданском секторе двигателестроения ставка делается на семейство двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД) на базе российско-французского SaM146 и разрабатываемый в Перми ТРДД ПД-14. Упоминается также двигатель второго этапа для истребителя пятого поколения – ПАК ФА. Про новые двигатели для вертолетов – ВК-3000В и ВК-800В – в госпрограмме нет ни строчки.

По поводу новых легких многоцелевых самолетов для малой авиации можно с большей долей уверенности предположить, что Минпромторг на их разработке в среднесрочной перспективе поставил крест. В госпрограмме расплывчато сказано, что государство поможет в доработке созданных в России самолетов для малой авиации и модернизации серийно выпускавшихся в советское время машин. На малую авиацию планируется потратить 9,1 млрд руб. Следует сказать, что незадолго до принятия госпрограммым Минпромторг сформировал заказ на ремоторизацию и модернизацию 260 самолетов Ан-2.

Общий объем финансирования одобренной госпрограммы, составит 1,7 трлн руб, с запланированным объемом бюджетных ассигнований в 1,2 трлн руб. Первоначально на реализацию новой программы Минпромторг запрашивал 2,1 трлн руб., в том числе 1,5 трлн руб. из госбюджета. Например, если в первоначальном варианте по разделу «Самолетостроение» говорилось о 415,8 млрд руб, то сейчас это 85,3 млрд руб. По «Вертолетостроению» ранее было почти 104,9 млрд руб, сейчас – немногим более 26 млрд руб.

На «Авиационную науку и технологии» в первоначальном варианте проекта программы было 448,6 млрд руб, а в окончательном варианте – 216,5 млрд руб. Руководитель Минпромторга Денис Мантуров, рассказывая о финансировании перспективных разработок в рамках госпрограммы, сообщил, что в гражданском секторе авиапромышленности государство будет поддерживать проект самолета МС-21, разработку перспективного скоростного вертолета и легкой винтокрылой машины, двигателя ПД-14, а также «электрического самолета».

Юрий Пономарев

Фото ОАО «ОАК»

На снимке: дальнемагистральный авиалайнер Ил-96 решили строить до 2020 г.