Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Уход С.Шойгу в министры обороны скажется на реализации проекта по развертыванию серийного производства легких многоцелевых самолетов на площадке ЛИИ им. М.М.Громова
На совещании по вопросу развития регионального и местного авиасообщения в Центральном федеральном округе, состоявшемся 23 октября в Жуковском, С.Шойгу, в частности, сообщил, что ведутся переговоры с американской компанией «Маул Эйр» (Maule Air) об организации отверточной сборки пятиместного поршневого самолета Maule M-9 с последующей локализацией производства в России. Форма партнерства проекта на момент заявления определены не были, но С.Шойгу сказал, что до 2013 г. планируется собрать более 30 самолетов М-9. Приблизительно 10-15 таких машин собиралась заказать Московская область.
Напрашивается вопрос, зачем приобретать у американской фирмы лицензию на производство самолета М-9, когда в России есть аналогичные самолеты отечественной разработки, доведенные до стадии сертификационных испытаний? Это поршневые машины Т-411 «Аист» и СМ-92 «Финист». Есть также сертифицированная семиместная турбовинтовая машина СМ-92Т «Турбо-Финист», которая является более совершенной модификацией самолета СМ-92.
С.Шойгу также предложил ремоторизировать самолеты Ан-2 на авиаремонтном заводе в Балашихе. «Я точно знаю, что с мая 2013 г. начнем делать Ан-2 и до конца года сделаем 100 штук, – твердо заявил Сергей Кужугетович и добавил, – костьми лягу». Для продажи модернизированных машин Ан-2 предполагалось создать отдельную лизинговую компанию. Главный аргумент авторов проекта ремоторизации «Аннушки» состоит в том, что керосин марки ТС-1 более дешев, чем авиационный бензин марки 100LL, на котором летает Ан-2, к тому же в России прекращено производство авиабензина 100LL.
В первой половине 2000-х годов в омском ПО «Полет» с участием фирмы им. О.К.Антонова была проведена ремоторизации самолета Ан-2 с поршневым двигателем АШ-62ИР в вариант Ан-3Т с турбовинтовым отечественным двигателем ТВД-20Б. Стоимость ремоторизации потянула примерно на 1,5 млн $. Большого спроса на Ан-3Т не было из-за дороговизны. Всего изготовили около 20 штук Ан-3Т. Есть вариант ремоторизации Ан-2МС, разработанный специалистами СибНИА им. С.А.Чаплыгина, при котором на Ан-2 предлагается устанавливать прошедшие капремонт американские турбовинтовые двигатели Гарретт TPE-331-10. Стоимость переделки Ан-2 в Ан-2МС оценивается в 670 тыс. $. Госпредприятие «Антонов» в свою очередь предложило провести модернизацию Ан-2 в вариант Ан-2-100 с установкой турбовинтового двигателя МС-14 производства запорожского ОАО «Мотор Сич». Сертификацию Ан-2-100 «антоновцы» планируют осуществить в первой половине 2013 г. Стоимость переоборудования в вариант Ан-2-100 оценивается в 900 тыс. $.
Как считают многие эксперты проект по развертыванию серийного производства самолетов для малой авиации в Подмосковье и, в частности в Жуковском, который предложил Шойгу, во многом непроработанный. Крупных постоянных заказов на самолеты не будет; так как ежегодные потребности в легких многоцелевых самолетах авиации общего назначения (АОН) исчисляются, по мнению экспертов ЦАГИ, не более чем в 20-22 машин в год. Основные причины небольшого спроса в России на самолеты АОН – это низкий платежеспособный спрос населения и высокие удельные расходы из-за небольшой вместимости самолетов и относительно малой протяженности полетов, а также расходы на поддержание в рабочем состоянии наземной инфраструктуры.
Главным вдохновителем проекта по малой авиации был С.Шойгу, который заручился поддержкой у президента В.Путина. Находясь на посту губернатора, Шойгу продолжал радеть за свое детище – МЧС. Можно с большой долей уверенности предположить, что уход С.Шойгу с поста губернатора значительно повлияет на реализацию проекта. Через пару лет проект после производства двух десятков самолетов АОН заглохнет, так же как программ по созданию сети «воздушного такси» для Подмосковья и Москвы в первой половине 2000-х годов, о чем чиновники предпочитают не вспоминать. Останутся вертолеты для оказания экстренной медицинской помощи и вертолетные площадки в Подмосковье – все, в чем состоит компетенция МЧС, а также имеется интерес в освоении бюджетных средств. Интерес чиновников к местным авиаперевозки весьма существенно отличается от интереса, связанного со строительством крупных объектов по заказу государства.
Юрий Пономарев
Фото НКФ «Техноавиа»
На снимке: самолет СМ-92Т «Турбо-Финист»