Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.» на развитие малой авиации планируется потратить 24 млрд руб.
Однако в подпрограмме «Малая авиация», входящей в состав разработанной министерством «Программы», не указано, на какие конкретно разработки летательных аппаратов будут направлены запрашиваемые суммы. Одной из мер по сохранению существующего парка самолетов авиации общего назначения (АОН) может стать, по мнению авторов «Программы», модернизация находящихся в эксплуатации легких многоцелевых самолетов Ан-2. По мнению чиновников, в сегменте малой авиации прежде всего необходимо создавать благоприятные экономические условия для реализации частных проектов, т.е. таких условий, при которых частные фирмы смогут самостоятельно осуществлять проекты по разработке, испытаниям и развертыванию серийного производства летательных аппаратов АОН. Речь в подпрограмме идет о «воздушных судах (ВС) с максимальным взлётным весом 500–8600 кг и количеством пассажиров до 20 человек, предназначенных для перевозки пассажиров, грузов и выполнения авиаработ (в том числе авиасельхозработ), обучения в государственных лётных училищах, а также выполнения задач государственной авиации специального назначения».
В проекте «Программы» признается, что «спад производства отечественной авиатехники для местных и региональных линий привёл к увеличению в структуре российского флота малой авиации доли импортных ВС. Так, в настоящее время парк самолётов малой и региональной авиации России на 50% состоит из зарубежных ВС, которые, по прогнозам, к 2015 г. почти полностью вытеснят в этом секторе рынка самолёты отечественного производства. Подобный сценарий развития событий неизбежно повлечёт за собой ликвидацию структур поддержания лётной годности отечественной техники и потерю кадрового потенциала лётного и обслуживающего состава и сделает практически невозможным внедрение на рынок новых отечественных разработок».
Авторы «Программы» считают, что одной из ключевых проблем, препятствующих дальнейшему развитию производства ВС для местных и региональных линий, является «сокращение количества действующих аэропортов и аэродромов гражданской авиации, прежде всего региональных и местных аэропортов. В частности, по причине отсутствия финансирования число аэропортов в России, используемых гражданской авиацией, за последние 20 лет уменьшилось в 5,5 раза (с 1302 в 1992 г. до 237 в 2011 г.). При этом многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились как сети, так и аэродромов местных и региональных авиалиний. В частности, количество городов, связанных авиасообщением, сократилось с 2200 до 800, а пассажирооборот на малых ВС снизился в 50 раз».
Никакими программами, подобными той, что написали сейчас в Минпромторговли, малую авиацию не поднять. Будет развиваться экономика, соответственно пойдет рост деловой активности населения и рост его доходов, тогда люди в глубинке начнут летать на самолетах и вертолетах АОН. Исследования в области экономики показывают, что рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 1% в течение года дает рост перевозок в гражданской авиации на 0,6%. Рост пассажирских и грузовых перевозок напрямую связан с количеством заказываемых на авиазаводах самолетов и вертолетов. На протяжении последних двух лет в России фиксируется замедление экономического роста. Прежние призывы президента В.Путина о ежегодном росте ВВП России на 7% ежегодно остались далеко позади.
Подготовленный проект «Программы» сродни ранее принятым различным федеральным проектам, а также появляющимся в последнее время. В частности, в мае нынешнего года В.Путин издал Указ, в котором обязал правительство поднять производительность труда в 1,5 раза до 2018 г. Многие эксперты сомневаются в реальности выполнения задачи по столь значительному подъему в течение шести лет производительности труда, которая составляет 30% от производительности труда в США, директивным способом. Можно написать 1000 программ по развитию авиации, которые пригодятся лет через пять-семь для выполнения обязательств по сдаче макулатуры. Вполне возможно, что программы пишутся только для освоения бюджетных средств.
Справка сайта
В настоящее время парк малой авиации России почти в 22 раза уступает парку авиации общего назначения (малой авиации) США: около 10 тыс воздушных судов (ВС) в России против около 224 тыс ВС в США.
Юрий Пономарев