Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно проекту новой программы для авиапромышленности намечено создать НТК «Вертолёты России»
По утверждению авторов программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.», Научно-технический комплекс (НТК) ОАО «Вертолёты России» планируется создать на базе КБ «Миль» и «Камов» «с целью сокращения сроков и стоимости разработки вертолётной техники». Можно с большой долей уверенности предположить, что идея объединения двух основных вертолетных КБ согласована с руководством «ОПК «Оборонпром» и ее дочерней компании «Вертолеты России». Такой шаг весьма логичен, так как ни для кого не секрет, что за прошедшие 20 лет оба КБ потеряли значительную часть своих сотрудников, и тенденция такова, что в ближайшей перспективе ни КБ «Миль» ни КБ «Камов» не смогут самостоятельно реализовать крупный проект в вертолетостроении.
Следует отметить, что в программе Минпромторга по существу есть только один принципиально новый проект – это Перспективный средней вертолет (ПСВ), который, видимо, в ближайшее время получит обозначение Ми-37. Этот проект, впервые представленный публике на авиасалоне «Фарнборо-2012», также имеет обозначение В-37, а также RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter – Российский перспективный коммерческий вертолет).
По заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», машина В-37 объединит усилия двух КБ по разработке перспективного вертолета в рамках программы ПСВ. Машина В-37 будет иметь взлетный вес около 10-12 т и сможет перевозить 20–24 человек или 3-4 т груза с крейсерской скоростью 350-370 км/ч. Предполагается, что окончательная конфигурация перспективного вертолета В-37 будет определена к концу 2013 г. К летными испытаниям новая машина, возможно, приступит в 2016–2017 гг., завершение сертификации вертолета и начало его поставок первым заказчикам намечено на 2018–2020 гг.
Среди перспективных проектов «Программы» стоит упомянуть перспективный легкий вертолёт (это пятиместная многоцелевая машина с максимальным взлетным весом 1,9 т), перспективный средний вертолёт массой 4,5 тонны (машина грузоподъемностью 1,6 т, рассчитанная на перевозку 12-15 пассажиров) на базе вертолета «Ансат» (унификация до 70%) и перспективный тяжелый вертолёт (с максимальным взлетным весом 30 т и грузоподъемностью 12 т) на базе вертолета Ми-26. Эти проекты только обозначены в общих чертах и больше ничего конкретного о них не сказано. Проект «Программы» подтверждает факт закрытия проекта легкого многоцелевого вертолета Ми-34.
В проекте «Программы» заявлено, что первоочередными задачами отечественного вертолётостроения является успешная реализация текущих проектов по созданию вертолетов средней грузоподъемности Ми-38 и Ка-62, а также построение глобальной сети послепродажного обслуживания. По поводу программ по машинам Ми-38 и Ка-62 стоит заметить, что история обоих проектов насчитывает около 30 лет: их разработка началась во второй половине 80-х годов прошлого столетия.
В главе «Анализ основных проблем на рынке вертолётостроения» развитию отрасли в России названы следующие негативные факторы: использование устаревших подходов к проектированию вертолётной техники, несмотря на широкое внедрение компьютерных технологий, отсутствие единых стандартов проектирования в рамках вертолетостроительного холдинга, отсутствие средств автоматизации производственного планирования и др.
Авторы программы не обошли вниманием проблемы серийного производством вертолетов: это устаревшая производственная база и проблемы с качеством производственного персонала. Цитирую по тексту: «Производственные предприятия холдинга «Вертолёты России» характеризуются высоким уровнем износа технологического оборудования (мировым стандартам по износу 5 лет соответствует лишь 15% оборудования, а возраст большей части оборудования (69%) превышает 15 лет)». Помимо этого, холдинг испытывает острый дефицит высококвалифицированных специалистов основных рабочих специальностей, средний возраст производственного персонала составляет 43 года при высоком уровне работников предпенсионного и пенсионного возрастов. Также «Программа» подтверждает факт закрытия проекта легкого многоцелевого вертолета Ми-34.
Предлагается реализовать программу по вертолетостроению в три этапа: 1-й – 2013-2014 гг., 2-й – 2015-2020 гг. и 3-й – 2021-2025 гг. На ее реализацию планируется израсходовать 37 млрд руб в период с 2013 г. по 2020 г. После 2020 г. финансирование научно-исследовательских работ будет проводиться в рамках подпрограммы «Наука и технологии». Эти объемы финансирования не указаны.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Вертолеты России»