«Заморожена» программа по легкому вертолету Ми-34

ОАО «Вертолеты России» исключили в 2012 г. из продуктовой линейки холдинга легкий вертолет Ми-34

Подтверждение этому факту, который пока никак не комментируется руководством «Вертолеты России», можно найти на официальном сайте управляющей компании холдинга. Информационный «вакуум» о ходе реализации программы по многоцелевому легкому вертолету Ми-34 в двух вариантах: машине Ми-34С1 с отечественным поршневым двигателем (ПД) М9ФВ и машине Ми-34С2 «Сапсан», оснащенной газотурбинным двигателем (ГТД) «Арриус-2Ф» французской компании «Турбомека», озадачил многих специалистов и журналистов во время майской вертолетной выставки «ХелиРаша-2012». Затем стало известно, что руководство ОАО «Вертолеты России» распорядилось «заморозить» программу летных испытаний модификации Ми-34С1 на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л.Миля в Панках.

По неофициальной информации, приостановка работ по вертолету Ми-34, серийное производство которого собирались восстановить в 2012 г. на Арсеньевском авиазаводе «Прогресс»» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае, связана с тем, что в ходе реализации широко разрекламированного проекта (особенно на МАКС-2011) выяснилось, в частности, что вертолет Ми-31С1 c ПД М9ФВ разработки Воронежского механического завода (ВМЗ) не конкурентоспособен по цене с зарубежным аналогом – американским вертолетом R-44 компании «Робинсон». Средняя цена одного нового вертолета R-44 в России составляет немногим более 600 тыс. $.

Установленный на R-44 американский ПД Лайкоминг О-540 работает в пониженном режиме – при мощности 205 л.с. (взлет при 225 л.с.). Это позволяет достигать продолжительного срока службы двигателя, а его межремонтный ресурс составляет 1,6 тыс часов.

По неофициальным данным отпускная цена ПД М9Ф составляет примерно один млн рублей. Мелкосерийное производство двигателя М9Ф на ВМЗ препятствует повышению его ресурса и уменьшению стоимости. Сейчас межремонтный ресурс ПД М9ФВ мощностью 365 л.с. заявлен в 1 тыс часов. Изначально разработчиками планировалось, что цена Ми-34С1 на российском рынке будет на 20% ниже, чем у его ближайшего конкурента – вертолета R-44, который в течение длительного времени успешно продается на российском рынке.

По данным отечественной Ассоциации вертолетной индустрии, в реестре России в 2009 г. числилось 167 вертолетов марки R-44, в 2010 г. – 187 машин, а в 2011 г. уже 222 вертолета R-44. Всего компания «Робинсон Хеликоптер» начиная с 1992 г. построила и продала к середине 2012 г. свыше 5 тыс вертолетов R-44 различных модификаций.

Игорь Лот

Фото ОАО «Вертолеты России»