Чешские самолеты МВЛ Л-410 по-прежнему востребованы в России

На авиасалоне в Фарнборо-2012 российская лизинговая компания «ИФК» подписала соглашение с чешской «Эйркрафт Индастриз» на приобретение партии самолетов Л-410

Сумма контракта составляет 80 млн $. Стоимость одного самолёта – около 2,4 млн евро. Первые 10 самолетов Л-410 планируется приобрести в 2013-2014 гг., а опцион еще на три машины реализовать в 2015 г. Самолеты для местных воздушных линий (МВЛ) Л-410 будут поставляться российским авиакомпаниям в финансовый и операционный лизинг.

Летом 2008 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) из Екатеринбурга приобрела у чешского холдинга РАМТО INT. 51% акций крупнейшего чешского производителя авиационной техники ОАO «Эйркрафт Индастриз», созданного на базе авиазавода «LET» в Куновице. Летом 2009 г. модификация Л-410 УВП-E20 (сокращение УВП означает «укороченная взлёт-посадка) была сертифицирована для продаж в России, а на авиасалоне МАКС-2009 заключили несколько контрактов по поставкам чешских машин в Россию.

После более чем 15 летнего перерыва поставки в Россию новых самолетов Л-410 фактически возобновились в 2009 г., когда две машины приобрела авиакомпания «ЮТэйр-Экспресс» для развития региональных пассажирских перевозок. Два самолета приобрела по лизингу башкирская авиакомпания «ЭЙРкаим».

В 2010 г. три новых самолета Л-410УВП-E20 улетели в Петропавловск-Камчатский. Затем в 2009–2011 гг. три Л-410 поступили в Сасовское летное училище гражданской авиации, а семь машин приобрело Минобороны РФ. Некоторые из них решено переоборудовать для перевозки VIP-пассажиров на ЭМЗ им. В.М.Мясищева. Из официальных источников известно, что ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» выграло тендер на переоборудование двух машин Л-410УВП.

В июне 2012 г. два самолета Л-410 получила авиакомпания «Ямал» и один (первый из трех заказанных) – авиакомпания «КрасАвиа»

В августе 2007 г. правительство России упразднило ввозные пошлины на пассажирские самолеты МВЛ вместимостью до 20 человек. Машины такого класса сейчас серийно не производятся на российских авиазаводах.

Перспективы у Л-410 хорошие. Машина давно освоена в эксплуатации, налажена ремонтная база. Самолет Л-410 УВП, предназначенный для перевозки пассажиров, почты и грузов на местных воздушных линиях, может взлетать и садиться на искусственные и грунтовые взлетно-посадочные полосы (ВПП), что весьма актуально для нынешнего состояния региональных аэродромов.

За минувшие 20 лет число действующих аэропортов в России уменьшилось почти на 80%. Их число сократилось с 1302 (1992 г.) до 315 (январь 2012 г.). Этот процесс пока не удалось остановить. По данным Росавиации, по сравнению с 2010 г., в 2011 г. сеть сократилась еще на 17 аэродромов. Около 63% отечественных гражданских аэродромов имеют ВПП с искусственным покрытием, на остальных – грунтовые ВПП.

Досье сайта

Самолет Лет Л-410 (L-410) «Турболет» – многоцелевой двухмоторный самолет для местных воздушных линий пассажировместимостью до 19 человек. Старт разработке машины был положен в Чехословакии в 1966 г. Летные испытания с канадским турбовинтовым двигателем (ТВД) Пратт-Уитни РТ6А-27 начались в апреле 1969 г., а в 1973г. впервые в небо поднялся самолёт L-410M, оснащённый чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». В 1979 г. началось производство усовершенствованной модификации Л-410УВП, которая стала основной серийной моделью.

Начиная с 1969 г. было построено более 1110 самолетов марки Л-410 различных модификаций, 862 из них поступили в СССР. К началу 1992 г. в СССР числилось в реестре около 750 самолетов Л-410.

Юрий Пономарев

Фото компании «Эйркрафт Индастриз»