Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Три страны – Россия, Украина и Китай – включились в соревнование по выпуску модернизированного легкого многоцелевого вертолета Ми-2А
В вертолетном авиапарке гражданской авиации России самая большая доля (более 2/3) сохраняется за средними вертолетами и приблизительно 1/3 – за легкими вертолетами. В наиболее технологически развитых странах мира – все с точностью наоборот. В результате получается, что в России средние по грузоподъемности вертолеты заняты на несвойственных для них работах, что крайне негативно сказывается на экономических показателях при использовании винтокрылых машин в гражданской сфере.
Сейчас модельный ряд ОАО «Вертолеты России» входят два типа легких многоцелевых вертолетов: вертолет Ка-226 и «Ансат». Программа по третьему типу – легкому многоцелевому вертолету Ми-34С1 заморожена. Вместе с тем потребность в легких вертолетах в стране и, в частности, для авиации общего назначения растет. Сейчас потребность в легких винтокрылых машинах отечественные авиакомпании и частные лица удовлетворяют в основном за счет импорта.
Легкий двухдвигательный вертолет Ми-2, созданный в начале 60-х годов прошлого столетия и серийно строившийся с 1965 г. по 1992 г. в Польше (всего было построено свыше 5,4 тыс штук), занимает в России вторую строчку по количеству машин находящихся на сегодняшний день в эксплуатации (около 110 машин) после вертолетов семейства Ми-8/17/171 (немногим более 800 штук).
Прошло более пяти лет как ОАО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л.Миля», ОАО «Роствертол» и ОАО «Красный Октябрь» в инициативном порядке начали проведение работ по модернизации вертолета Ми-2 и создания на его базе усовершенствованного варианта – машины Ми-2А. Работы велисья в вялотекущем режиме по причине нестабильного и скудного финансирования. Точные сроки завершения работ по версии Ми-2А не известны, но есть надежда, что они ускорятся.
Модифицированный вертолет Ми-2А имеет новую силовую установку, состоящую из двух современных экономичных газотурбинных двигателя (ГТД) АИ-450 и обновленный состав пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.
Двигатели АИ-450, разработки украинского ОАО «Мотор Сич», по сравнению с ГТД-350 вертолета Ми-2, имеют сравнительно низкий удельный расход топлива, высокий ресурс, большую надежность, более низкий уровень шума и эмиссии. В связи с установкой новых двигателей изменена трансмиссия вертолёта. На Ми-2А установлены новые главный редуктор ГР-2А и объединяющий редуктор ОР-2А, а также соединительный вал для передачи крутящего момента от ОР-2А к ГР-2А. Трансмиссионные валы, промежуточный и хвостовой редукторы не изменились. Разработчики утверждают, что у вертолета Ми-2А будут меньше эксплуатационные расходы, существенно улучшатся летно-технические характеристики и др.
На прошедшей в конце мая в столице 5-й Международной выставки вертолетной индустрии «ХелиРаша-2012» руководитель ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что на «Мотор Сич» и дочернем предприятии «Мотор Сич» – Винницком авиазаводе – запущен проект выпуска модернизированных вертолетов Ми-2МСБ с двигателями АИ-450М. Сейчас есть заказ от МЧС Украины на 22 таких вертолета и что на участке сборки вертолетов на «Мотор Сич» в Запорожье находятся около десятка вертолетов Ми-2, готовых для проведения работ по модернизации. На вертолетах Ми-2МСБ планируется устанавливать приборную панель с жидко-кристаллическими индикаторами производства киевского ОАО «Научно-технический комплекс «Электронприлад».
В феврале 2012 г. между ОАО «Роствертол» и китайской авиастроительной компанией «Сиао» была достигнута договоренность о создании под «крышей» российско-китайского СП предприятия по изготовлению вертолетов Ми-2А. Предприятие планируется построить к концу июля нынешнего года недалеко от Пекина в уезде Пинцюань провинции Хэбэй.
Согласно заявлению китайской стороны, ежегодно на новом авиазаводе будет собираться по лицензии около сотни вертолетов Ми-2А гражданского назначения. Инвестиции в создание первой очереди данного предприятия составят приблизительно 224 млн $. Предполагается, что новый вертолетный завод будет работать также в качестве ремонтного центра российских вертолетов марки «Ми» в Восточной Азии.
Однако, чтобы усовершенствованные Ми-2А появились в Китае, необходимо завершить опытно-конструкторские работы по вертолету и осуществить его сертификацию в России.
Юрий Пономарев
На снимке: Ми-2А
Фото ОАО «Роствертол»