Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
С 17 по 19 мая в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» проходила 5-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2012» (HeliRussia-2012)
В выставке приняло участие более 200 предприятий, компаний и фирм из России и 17 стран мира. При открытии выставки были озвучены итоги отечественной вертолетостроительной отрасли за последние годы. В частности, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров сообщил, что в 2011 г. заказчикам в России и 18 странах мира было поставлено 262 вертолета, что на 48 машин или на 22,4% больше, чем в 2010 г. Благодаря объему выпуска вертолетов Россия заняла по итогам 2011 г. нишу в 14% на мировом рынке. По сегментам мирового вертолетного рынка статистика такова: Россия занимает 9% рынка гражданских вертолетов и 22% – военного. Объемы поставок военных вертолетов за рубеж по линии «Рособоронэкспорта» выросли за последние пять лет в шесть раз: с 15 штук в 2007 г. до 99 штук в 2011 г.
Согласно статистике, доля средних вертолетов гражданского назначения грузоподъемностью 3–6 т составляет в российском авиапарке 77%, тогда как в авиапарках других стран доля таких вертолетов не превышает 5%. За рубежом в основном в гражданском секторе эксплуатируются легкие вертолеты.
В первый день работы вертолетной выставки холдинг «Вертолеты России» устроил презентацию своей новой разработки – среднего многоцелевого вертолета гражданского назначения Ка-62. Этот вертолет создан базе военной транспортной машины Ка-60 «Касатка», которая совершила первый полет в декабре 1998 г. Натурный макет вертолета Ка-62 был впервые продемонстрирован на МАКС-93.
По замыслу руководства ОАО «Вертолеты России», «гвоздем» российской экспозиции вертолетной выставки должен был стать натурный макет пассажирского варианта машины Ка-62, выполненный из композиционных материалов. Однако трудно воспринимать в качестве «гвоздя» выставки проект, которому более 30 лет. «Гвоздь программы» больше воспринимался как очередная «пиаровская» акция руководства ОАО «Вертолеты России».
В начале 2000-х годов серийную сборку Ка-62 планировали осуществлять на авиазаводе на подмосковных Луховицах, затем на авиазаводе в Улан-Удэ. Был момент, когда будучи генеральным директором ОАО «ОПК «Оборонпром» Денис Мантуров (специалист в области социологии по первоначальному образованию) заявлял, что Ка-62 России не нужен, лучше будем по лицензии собирать зарубежный аналог – вертолет AW139 итало-британской компании «Аугуста-Уэстленд», который испытан и серийно строится. Впоследствии Д.Мантуров изменил свою позицию по Ка-62.
Сейчас серийное производство Ка-62 планируется развернуть в Арсеньеве на Дальнем Востоке. По планам холдинга «Вертолеты России», первый полет Ка-62 должен состоится в августе 2013 г., получение сертификата типа в Авиарегистре МАК и начало серийных поставок машины намечены на 2015 г. По словам Д.Петрова, Минобороны России заказало сто вертолетов Ка-60 «Касатка» до 2020 г. в рамках Государственной программы вооружений.
Чтобы первый опытный образец вертолета Ка-62 поднялся в воздух в конце 2013 г. или в начале 2014 г., уже сейчас необходимо начать его строительство, но пока об этом ничего не известно. По неофициальной информации, образец вертолета Ка-62 для наземных испытаний редуктора, трансмиссии, разработанных австрийскими специалистами (так называемая «железная птица») планируется построить и испытать на авиазаводе в башкирском Кумертау. Вначале при разработке редуктора хотели обратиться на Воронежский механический завод, но затем решили отказаться от услуг этого предприятия. Следует напомнить, что на машине Ка-62 будут установлены два газотурбинных двигателя Ardiden3G французской компании «Турбомека».
Видимо, на российский рынок Ка-62 поступят после того, как в Панках на Московском вертолетном заводе будет развернута отверточная сборка по лицензии вертолета-аналога AW139. Кстати, первый собранный в Подмосковье AW139 должен появиться в нынешнем году. Планируемая максимальная мощность производства составит не менее 20 вертолётов в год, причем увеличение объемов будет происходить поэтапно, начиная с 5 единиц в 2012 г. до 20 штук в 2015 г.
Юрий Пономарев
На снимке: макет вертолета Ка-62