ТАПОиЧ постепенно перепрофилируется

 

 

 

Один из крупнейших на постсоветском пространстве авиазаводов вместе с постройкой самолетов марки "Ил" начал выпускать по отверточной технологии автомобили

Информагентство «Узинфовест» передало: узбекско-американское СП «GM Uzbekistan» приступило к отверточной сборке седана бизнес-класса «Шевроле Малибу» на производственной базе ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова» (ГАО «ТАПОиЧ»). До конца 2012 г. планируется собрать около 5 тыс. автомобилей марки «Шевроле Малибу». На авиазаводе собирают два варианта комплектации автомобиля: с автоматической и механической (шестиступенчатой) коробкой передач.

СП «GM Uzbekistan» было создано в марте 2008 г. на базе ЗАО «УзДЭУавто» с уставным капиталом в 266,7 млн. $. В свою очередь ЗАО «УзДЭУавто» создали на паритетных началах правительство Узбекистана и южнокорейская компания «Дэу Мотор» в 1992 г. Автозавод ввели в строй в 1996 г., а в 2005 г. Узбекистан выкупил 50% акций СП у компании «Дэу», так как спрос на южнокорейские авто узбекской сборки постепенно падал. В конце 2007 г. «Узавтопром» и компания «Дженерал Моторс» подписали соглашение о создании на базе «УзДЭУавто» завода GM Uzbekistan по производству и реализации автомобилей марки «Шевроле» («Дженерал Моторс» владеет 25% акций СП).

Что касается работы завода по части авиации, то по официальной информации, в 2011 г. на ТАПОиЧ были построены и сданы заказчику один  региональный пассажирский самолет Ил-114-100 для авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари», один грузовой Ил-76ТД-90ВД для российской авиакомпании «Волга-Днепр» и один грузовой Ил-76МФ-ЭИ для ВВС Иордании. В 2012 г. на авиазаводе должны построить один Ил-114-100 для авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари» (шестой и последний в рамках твердого заказа) и один грузовой Ил-76ТД-90ВД для авиакомпании «Волга-Днепр» (пятый и последний в рамках твердого заказа).

В производственном заделе ТАПОиЧ имеется около десятка планеров самолета Ил-76 в разной степени готовности. В ближайшее время «Рособоронэкспорт» планирует заказать в Ташкенте два самолета семейства Ил-76 для постройки на их базе в Таганроге двух самолетов ДРЛО А-50ЭИ в рамках контракта с Минобороны Индии. Также в производственном заделе есть несколько недостроенных планеров самолета Ил-114. Однако на региональный самолет Ил-114 пока твердых заказов нет.

Судьба ТАПОиЧ и авиационных заказов для предприятия до сих пор неясна. Руководству ОАК не удалось договориться с правительством Узбекистана о вхождении ТАПОиЧ в состав корпорации, семейство региональных самолетов марки Ил-114 исключено из продуктовой линейки ОАК. Есть основания предполагать, что через пару лет после исчерпания производственного задела ТАПОиЧ прекратит выпуск самолетов марки Ил-76 и Ил-114. Следует заметить, что на Ташкентском авиазаводе постепенно становится все меньше квалифицированных специалистов по сборке самолетов.

Игорь Лот

Фото ГАО «ТАПОиЧ»