Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Для вентилятора двигателя-демонстратора технологий ПД-35 изготовлены лопатки из полимерных композиционных материалов
На проходившем в столице с 23 по 25 октября 5-ом Международном форуме двигателестроения (МФД-2024) впервые была продемонстрирована полноразмерная лопатка из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для вентилятора двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Применение материалов из ПКМ способствует уменьшению массы деталей двигателя до 30%.
Также разработчики двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 впервые показали на МФД-2024 рабочие и сопловые лопатки для нового мотора, изготовленные на 3D-принтере. Аддитивные технологии, с помощью которых были изготовлены эти лопатки, позволяют серийно производить детали сложной формы, способные выдерживать высокие нагрузки.
Перспективный отечественный двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-35 – это двигатель тягой около 35 тс. Диаметр вентилятора составляет 3100 миллиметров. Длина мотора – около 8 м, а масса около 8 т. Разработка двигателя ПД-35 началась на предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) летом 2016 г. Разработку ведут пермское АО «ОДК-Авиадвигатель» (головной разработчик) и рыбинское АО «ОДК-Сатурн». Головной изготовитель двигателя – АО «ОДК-Пермские моторы».
Согласно информации головного разработчика мотора – фирме «ОДК-Авиадвигатель», программа предусматривает создание двухконтурного турбовентиляторного двигателя с тягой на взлете от 33 до 44 тс. Двигатель ПД-35 необходим для создания перспективных широкофюзеляжных транспортных самолетов. Для постройки двигателя ПД-35 необходимо применить новые технологии при изготовлении компрессора высокого давления, малоэмиссионной камеры сгорания, мотогондолы с ламинарным обтеканием и др.
В руководстве ОДК заявили, что плановые сроки при разработке ПД-35 первоначально были намечены такие: построить и испытать опытные образцы мотора в 2027-2028 гг. Построить под Пермью к концу 2025 г. стендово-испытательный комплекс для ПД-35. В России на сегодняшний день отсутствуют стенды для испытаний полноразмерных двигателей большой и сверхбольшой тяги. Существующие стенды позволяют испытывать двигатели с тягой до 23 тс. Однако в условиях ограниченных ресурсов из-за СВО намеченные сроки сдвигаются «вправо».
P.S. Стоит добавить, что в нынешнем году двигатель-демонстратор ПД-35 прошел первый этап испытаний на открытом стенде, о чем сообщил головной разработчик мотора. Во время стендовых испытаний двигатель-демонстратор многократно выходил на режим взлетной мощности.
Юрий Пономарев
На снимке: макет ПД-35
Фото пресс-службы АССАД