Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство холдинга «Вертолеты России» решило перезапустить серийное производство легкого однодвигательного вертолета Ми-34 в Казани
В конце нынешнего сентября руководитель Татарстана Рустам Минниханов на официальном уровне заявил, что принято решение о начале серийного производства в ближайшей перспективе на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) усовершенствованной модели вертолета Ми-34, разработанного еще в 80-е годы прошлого столетия в СССР. Решение о выпуске винтокрылых машин Ми-34 на КВЗ было принято в июне 2024 г. в Казани на заседании совета директоров холдинга «Вертолеты России».
Стоит напомнить, что первый опытный образец вертолета Ми-34 совершил первый полет в ноябре 1986 г. Машину пилотировал летчик-испытатель Борис Савинов, погибший во время испытательного полета на Ми-34 в феврале 1989 г.
Серийное производство вертолета Ми-34 было развернуто на Арсеньевском авиазаводе в 1993 г. с последующей доводкой на опытном заводе ОКБ им. М.Л.Миля. Всего было выпущено 27 вертолетов опытных и установочной партии, затем выпуск был свернут. Модификация вертолета, оборудованного в соответствии с сертификационными требованиями, получила обозначение Ми-34С. Машины были проданы в России, в Казахстан, Хорватию и Нигерию (затем перепроданы в Новую Зеландию).
Изначально вертолет был оснащен одним поршневым двигателем М-14В26В. В 2009 г. пробовали возродить выпуск Ми-34 в двух вариантах. В первой модификации Ми-34С1 планировалось использовать один отечественный поршневой двигатель М9ФВ. На второй версии Ми-34С2 намечалось установить один французский газотурбинный двигатель Turbomeca Arrius 2F. Однако проекты так и не были реализованы.
Сейчас заявлено, что будет использован по максиму задел по машине Ми-34. На вертолете установят один новый отечественный газотурбинный двигатель (ГТД) ВК-650В, который пока еще не сертифицирован. Намечено, создать новый редуктор под ГТД ВК-650В. Будет переделана топливная система. Основные системы планеры трогать не будут, за исключением мест размещения пассажиров и багажного отделения.
На первом этапе максимальная взлетная масса ремоторизованной машины Ми-34 должна составить 1,55 т (максимальная взлетная масса модели Ми-34С составляла 1,45 т). На втором этапе для увеличения пассажировместимости предполагается полностью переделать планер вертолета, перепроектировать шасси, лопасти рулевого винта и др. Максимальная взлетная масса шестиместной модификации вертолета должна возрасти до 1,75 т.
Необходимо сказать, что о вертолете Ми-34 вспомнили после того, как осенью 2023 г. была приостановлена разработка и сертификация перспективного отечественного легкого многоцелевого вертолета VRT 500 из-за нехватки финансовых средств. Максимальная взлетная масса однодвигательной машины сосной схемы VRT 500 должна была составить 1,6 т.
Юрий Пономарев
Фото автора