Проект самолета ЛМС-901: состояние реализации программы на сентябрь 2024 г.

Минпромторговли РФ совместно с Минтрансом поставили на особый контроль вопрос ускорения реализации проекта легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал»

Во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), который проходил во Владивостоке с 3 по 6 сентября, обсуждались вопросы, связанные с текущей ситуацией и перспективами развития авиаперевозок на Дальнем Востоке, в частности, внутрирегиональные перевозки пассажиров и грузов.

Много разговоров на форуме было по поводу проекта многоцелевого легкого самолета ЛМС-901 «Байкал». На выставке, проведенной в рамках ВЭФ-2024, демонстрировался самолет ЛМС-901 «Байкал».

На ВЭФ-2024 стало известно, что вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев настаивает на смене сменить подрядчика, занимающегося разработкой многоцелевого самолета «Байкал». Он, в частности, отметил, что сейчас выясняется, что проект самолета «Байкал» получается нерентабельным, а его разработка и производство самолета и двигателя ВК-800СМ (ЕМ-610) затягивается по срокам.

Ю.Трутнев сообщил, что сейчас стоимость одного «Байкала» по проекту составляет около 500 млн. руб., что в три раза больше первоначально заявленной стоимости. И это стоимость всего-навсего девятиместного самолета.

Другая проблема, по мнению представителя президента, – это необходимая длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) для посадки самолета. Сейчас «Байкал» рассчитан на посадку на ВПП длиной не менее 1 км. Юрий Трутнев указал, что на Дальнем Востоке таких больших взлетно-посадочных полос в глубинке мало.

Руководитель Минпромторговли Антон Алиханов в свою очередь заявил, что в случае смены подрядчика срок создания самолета «Байкал» лишь увеличится. Он считает, что смена главного подрядчика нецелесообразна, так как это повлечет за собой штрафы и судебные разбирательства, способные серьезно ухудшить положение производителя. Конечным результатом будет необходимость проведения новых конкурсных процедур и серьезное ухудшение финансового положения производителя, который, помимо реализации гражданских проектов, является также исполнителем в рамках ГОЗ, а также затягивание сроков реализации всех работ, связанных с созданием ЛМС-901.

Ускорить запуск в серийное производство самолета ЛМС-901 поручил на ВЭФ-2024 президент Владимир Путин. При этом президент В.Путин заметил, что тактико-технические характеристики самолета и его стоимость должны быть конкурентоспособны, а цена перелета на машине «Байкал» доступной для граждан. Однако время показало, что президент говорит одно, а на практике, как правило, может выйти иначе.

Сроки сдачи ЛМС-901 сдвинуты с 2025 г. на 2026 г. Об этом на форуме официально заявил первый вице-премьер Денис Мантуров. По словам Дениса Валентиновича, изначально проект был рассчитан на использование иностранных двигателя и винта, а в условиях санкций им потребовалась замена («наверху» не ожидали, что санкции будут столь многочисленными и суровыми). Сроки поставок и количество серийных машин ЛМС-901 авиакомпаниям, согласно второй редакции Программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., уже переносились (с 2024 г. на 2025 г.) и уменьшались: со 154 до 139 штук.

Финишную сборку машины ЛМС-901 готовятся производить на авиазаводе под Екатеринбургом, который принадлежит Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).

Однако необходимо сказать, что в начале 2024 г. АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ)» приступило к строительству завода по сборке самолетов «Байкал» в ТОР (Территория опережающего социально-экономического развития) «Хабаровск», которая была создана в 2014 г. Следует сказать, что ТОР – это особая производственная зона, в которой действует особый правовой режим предпринимательской деятельности. Ранее подобные зоны назывались ОЭЗ.

АО «КРДВ» планирует построить авиазавод под «ключ», а затем передать готовую инфраструктуру в льготную аренду одному из резидентов ТОР – компании «Спецавиатехника», которая является дочерней фирмой АО «УЗГА (Уральский завод гражданской авиации). В полном объеме строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов ЛМС-901 «Байкал» намечено завершить в середине 2025 г.

Второй опытный образец самолета ЛМС-901, предназначенный для летных испытаний, должны построить в текущем году заводе УЗГА под Екатеринбургом. На машине будет установлен перспективный отечественный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800СМ, имеющий также обозначение – ЕМ-610.

Отечественный ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал» планируют сертифицировать к концу 2024 г. На третий квартал 2024 г. намечен первый полет самолета ЛМС-901 «Байкал» с ТВД ВК-800СМ. По официальной информации, серийный выпуск этого двигателя на УЗГА развернут в 2025 г. Сейчас мотор ВК-800СМ (ЕМ-610) проходит стендовые испытания.

Сертифицировать пассажирскую версию машины ЛМС-901 с ВК-800СМ (ЕМ-610) планируют  до конца 2025 г. В том же году программой предусмотрена поставка первых пяти серийных самолетов ЛМС-901 «Байкал»» заказчику.

Досье сайта

Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Расчетная дальность полета с нагрузкой 2 т – 1,5 тыс.км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 г.

Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.

Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».

Юрий Пономарев

 

Фото автора