ОКБ «Сухой» и МФТИ совместно разрабатывают беспилотный грузовой самолет вертикального взлета и посадки С-76

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2024», который проходил с 12 по 14 августа в парке «Патриот» в Кубинке, впервые был продемонстрирован натурный опытный образец летательного аппарата беспилотной транспортной авиационной системы внеаэродромного базирования (БТС-ВАБ) С-76

Разработка беспилотника системы С-76 началась в 2021 г., а в феврале 2022 г. в СМИ появилась информация, что специалисты ОКБ им. П.О.Сухого совместно с сотрудниками МФТИ работают над созданием прототипа грузового беспилотного самолета вертикального взлета и посадки под названием «Атлас». Также сообщалось, что проект реализуется благодаря финансированию в рамках программы «Вектор» и финансированию на начальном этапе со стороны госкорпорации «Ростех». В 2022 г. был построен и испытан комплексный летный стенд (КЛС), а в конце 2023 г. изготовили демонстратор С-76(Д). По заявлению разработчиков, сейчас проект БТС-ВАБ находится на этапе испытаний базовых технических решений и основных технологий.

Основным элементом беспилотной транспортной системы внеаэродромного базирования является транспортный самолет вертикального взлета и посадки С-76. Длина планера беспилотника С-76 составляет 7,2 м, высота – 2,9 м, размах крыла – 11 м. Аппарат С-76 имеет взлетную массу 1,5 т, крейсерская скорость полета – 180 км/час, высота полета ЛА до 4 тыс. м. Дальность полета с грузом массой 300 кг без дозаправки составляет 1 тыс. км. Размер, необходимой взлетно-посадочной площадки для С-76, составляет 17х17 метров.

Силовая установка БЛА С-76 состоит из восьми электродвигателей, которые предназначены для вертикального взлета и посадки. Горизонтальный полет обеспечивается поршневым двигателем на бензине с толкающим винтом и несущим крылом. По утверждению разработчиков, подобная гибридная силовая установка вместе с крылом обеспечивают высокую топливную экономичность при доставке грузов на дальние расстояния.

Во время полета осуществляется автоматический наземный контроль за полетом БЛА. Полет производится полностью в автоматическом режиме по заранее заложенному в бортовой вычислитель маршруту. Связь между операционным центром и БЛА С-76 поддерживается оператором через отечественную  спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС. Один оператор может одновременно контролировать полет по маршрутам до 12 штук БЛА С-76.

Планируется, что БТС-ВАБ С-76 в перспективе начнут применять для доставки грузов в труднодоступные места отдаленных регионов, где нет аэродромов, но можно соорудить небольшие посадочные площадки. По расчетам разработчиков, благодаря снижению затрат на оплату труда пилотов и технического аэродромного персонала можно удешевить себестоимость доставки грузов на 40%.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК