Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В пригороде Лондона с 22 по 26 июля проходил очередной Международный авиационно-космический салон «Фарнборо-2024» (авиасалоны проводятся с 1948 г.). Вновь на выставочном форуме не было российской экспозиции
Увеличение спроса на авиаперевозки в мире способствовало к заключению на авиасалоне «Фарнборо-2024» новых крупных заказов на гражданские самолеты.
Только за первые два дня английского авиасалона компанией «Боинг» были подписаны контракты на 20 авиалайнеров Боинг-777X, 20 машин Боинг-777-9, 50 самолетов Боинг-787 и 24 авиалайнера Боинг-737 MAX и 4 грузовых самолета Боинг-777F. Общая сумма контрактов на авиалайнеры только за два дня выставки составила около $ 51 млрд.
Главный национальный перевозчик богатой страны с Ближнего Востока – эмирата Катар – авиакомпания «Катар Эйрвейс» (Qatar Airways) подписала на авиасалоне твердый контракт на приобретение еще 20 самолетов Boeing 777-9, увеличив портфель заказов на перспективные широкофюзеляжные В-777X более чем до 90 машин.
Ведущая южнокорейская авиакомпания «Корейн Эйр» заказала в Фарнборо 20 широкофюзеляжных самолетов Боинг-777-9 и 20 авиалайнеров Боинг-787-10.
Заключение контрактов на международном авиасалоне в Фарнборо показало, что у крупных авиакомпаний остается высокая заинтересованность в приобретении двухдвигательных широкофюзеляжных самолетов.
Подразделение компании «Боинг», занимающееся разработками гражданской авиатехники – Boeing Commercial Airplanes – выпустило прогноз на ближайшие 20 лет, согласно которому потребность мирового рынка в двухдвигательных широкофюжеляжных авиалайнерах будет расти. Только у авиакомпаний стран Ближнего Востока подобные авиалайнеры составят в ближайшее десятилетие около 44% авиапарка.
В Фарнборо не остался без заказов и другой авиагигант – компания «Эрбас». Японская авиакомпания «Джапан Эйрлайнз» (Japan Airlines) подтвердила на авиасалоне предварительный заказ, заключенный в марте, на приобретении 11 узкофюзеляжных самолетов Airbus A321neo и 20 широкофюзеляжных A350-900 с поставкой к 2032 г.
Вьетнамская авиакомпания «Вьетджет» (Vietjet) подписала твердый контракт на приобретение 20 широкофюзеляжных самолетов Airbus A330neo, подтвердив свои намерения, о которых заявила ранее в нынешнем году. Заказ оценивается в $7,4 млрд. по каталожным ценам.
Крупнейший индийский лоукостер – авиакомпания «ИндиГоу» (IndiGo) – решила приобрести 30 двухдвигательных широкофюзеляжных авиалайнеров A350 компании «Эрбас».
Также в Фарнборо были подписано несколько небольших контрактов (от 5 до 6 штук) на приобретение «Аэробусов». В частности, с Ливией и Бутаном.
Особо стоит сказать о подписанном в Фарборо-2024» бразильской компанией «Эмбраер» (Embraer) и Министерством обороны Нидерландов (подписано также от еще одной стороны – Минобороны Австрии) контракта на совместное приобретение 9 средних военно-транспортных самолетов (ВТС) Эмбраер КС-390 «Миллениум» (максимальная грузоподъемность 26 т). Из девяти закупаемых самолетов КС-390 пять самолетов предназначены для ВВС Нидерландов и четыре – для ВВС Австрии. Поставки должны начаться начаты в декабре 2027 г.
Эксперты отметили, что «покорение» Европы с помощью продаж двухдвигательных ВТС КС-390 продолжилось. Ранее контракты на приобретение машин КС-390 были подписаны Португалией (5 самолетов) и Венгрией (2 машины). Интерес к КС-390 проявила Швеция. Разработка самолета началась в 2009 г. Компания «Эмбраер» смогла уложиться с созданием нового ВТС за девять лет (2009-2018 гг.). Хороший пример для российского авиапрома.
Юрий Пономарев
Фото компании «Боинг»
На снимке: авиалайнер Боинг-777Х