Торможение в космосе и на земле

Космические достижения давно стали наглядным показателем уровня развития науки и техники в государствах мира

В конце прошедшего июня китайский космический аппарат «Чанъэ-6» впервые в истории доставил на Землю капсулу с почти 2 кг лунного грунта с обратной стороны Селены. Спускаемый аппарат «Чанъэ-6» успешно приземлился в автономном районе Внутренняя Монголия (КНР).

До этого достижения были удачливые миссии с мягкой посадкой лунохода «Юйту» в декабре 2013 г. и доставка образцов лунного грунта на Землю в декабре 2020 г. Все это было выполнено с первого «захода».

Стоит напомнить, что в мае 2021 г. китайская автоматическая станция «Тяньвэнь-1» подлетела к Марсу, а затем на поверхность Красной планеты мягко опустилась посадочная ступень «Чжужун» с марсоходом, который проработал на поверхности далекой планеты до мая 2020 г.

Почти одновременно с триумфом китайской миссии «Чанъэ-6» авторитетный британский журнал Nature («Природа») опубликовал рейтинг ведущих научных организаций мира за 2023 г. Редакция журнала публикует рейтинги с 2005 г. Чтобы в него попасть, необходимо публиковаться в 64 различных авторитетных научных журналах.

В рейтинге за 2023 г. упомянуто 130 китайских исследовательских центров и 134 американских центров. Список возглавляет Китайская академия наук, которая за прошлый год подготовила 7554 публикации и с 2019 г. лидирует в рейтинге журнала Nature. Учитываются публикации по пяти научным направлениям: биологические науки, химия, наука о Земле и окружающей среде, наука о здоровье и физические науки. Также уделяется внимание уровню взаимодействия исследователей с отечественными и зарубежными институтами.

Российская академия наук (РАН) в рейтинге ведущих научных организаций мира по итогам 2023 г. опустилась на 94-е место, хотя годом ранее занимала 71-ю позицию. Московский государственный университет (МГУ) по итогам 2023 г. опустился на семь позиций вниз и достиг 420-го места.

Стоит добавить, что сейчас КНР занимает второе место в мире по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) после США. Расходы Китая на НИОКР в 2023 г. составили более 3,3 трлн. юаней (около $458,5 млрд.). Сейчас Китай является лидером в мире по количеству патентных заявок.

Вернусь к России. Напомню, что за последние 30 лет все российские межпланетные миссии закончились провалом: «Марс-96», «Фобос-Грунт» и «Луна-25».

В целом статистика по науке удручающая. Согласно исследованиям Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, численность российских специалистов, занятых исследованиями и разработками, с 2011 г. сократилась на 28,2 тыс. до 346,5 тыс. человек в 2021 г.

Далее. За последние десять лет значительно сократилось число специалистов по техническим, естественнонаучным, медицинским дисциплинам и резко возросло число специалистов по общественным и гуманитарным наукам.

В стране стало меньше исследователей, имеющих степень кандидата или доктора наук: их численность снизилась с 109,5 тыс. человек в 2011 г. до 99,1 тыс. человек к 1 января 2021 г.

И теперь вновь о космосе. Полагаю, что Россия вряд потянет строительство Орбитальной станции (РОСС), о начале создания которой официально объявили 2 июля нынешнего года, и одновременно совместное строительство с Китаем Окололунной орбитальной станции.

КНР сможет в ближайшей перспективе обойтись без России. Китайцы очень хорошие ученики.

Юрий Пономарев