Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По утверждению разработчиков, новые отечественные двигатели ВК-650В и ВК-1600В, предназначенные для вертолетов, будут сертифицированы до конца 2024 г.
Во время выставки «ХелиРаша-2024» (HeliRussia-2024), которая проходила в столичном выставочном комплексе «Крокус Экспо» с 10 по 12 июня нынешнего года, была распространена информация о ходе работ по созданию двух перспективных отечественных двигателей для вертолетов: ВК-650В и ВК-1600В, разработкой которых занимаются в компании «ОДК-Климов».
Из-за западных санкций на поставку в Россию высокотехнологичной продукции пришлось приостановить серийное производство сертифицированных вертолетов «Ансат», Ка-226Т и Ка-62. Вертолетостроители России оказались не готовы к введению санкций. В срочном порядке пришлось заниматься импортозамещением моторов Пратт-Уитни PW-127K (Канада) и Турбомека Ардиден 3G(Франция).
Сертификация многоцелевого вертолета «Ансат» с отечественным двигателем ВК-650В будет завершена до конца 2024 г., заявил в ходе пленарного заседания на выставке заместитель генерального директора компании «ОДК-Климов» Александр Грачев. Необходимо сказать, что летные испытания двигателя ВК-650В еще только намечено провести в нынешнем году, а затем необходимо завершить сертификацию мотора ВК-650В.
Двигатель ВК-650В имеет мощность 650 л.с. Предназначен для многоцелевых и специальных вертолетов, прежде всего для винтокрылых машин «Ансат» и Ка-226Т. Стоит напомнить, что работы по созданию ТВД ВК-650В в классе мощности 500-600 л.с. начались в 2019 г.
АО «ОДК-Климов» одновременно ведет работы по созданию турбовального двигателя (ТВД) ВК-1600В для установки на многоцелевом вертолете средней грузоподъемности Ка-62 и на легких пассажирских и грузовых самолетах регионального назначения. Мощность ТВД ВК-1600В на взлетном режиме составляет 1400 л.с., а на режиме повышенной 2,5 минутной мощности при отказе одного двигателя – 1750 л.с. Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г.
По официальной информации, работа по сертификации ТВД ВК-1600В также будет завершена до конца 2024 г. Когда будет проведена сертификация машины Ка-62, оснащенной с двумя двигателями ВК-1600В, если летные испытания вертолета Ка-62 с мотором ВК-1600В только намечается начать ближе к концу текущего года, не ясно.
Разговоры о проведении сертификации моторов ВК-650В и ВК-1600В и сертификации вертолетов с новыми силовыми установками в столь сжатые сроки настораживают. По заверениям разработчиков моторов, можно предположить, что все должно пройти гладко, без сучка и задоринки.
Как и что на самом деле происходит с разработкой новых отечественных вертолетных двигателей в компании «ОДК-Климов», наглядным примером является история с созданием и сертификацией ТВД ТВ7-117В, предназначенного в первую очередь для машин семейства Ми-38. Мотор вновь направлен на доработку, хотя разрабатывается более 30 лет.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: ТВД ВК-650В