Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На территории ТОР «Хабаровск» ведется строительство авиазавода по финишной сборке одномоторного многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал»
В начале нынешнего года на официальном уровне было сообщено, что АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ) приступило к строительству завода по сборке самолетов «Байкал» в ТОР (Территория опережающего социально-экономического развития) «Хабаровск», которая была создана в 2014 г. Следует сказать, что ТОР – это особая производственная зона, в которой действует особый правовой режим предпринимательской деятельности. Ранее подобные зоны назывались ОЭЗ.
АО «КРДВ» планирует построить авиазавод под «ключ», а затем передать готовую инфраструктуру в льготную аренду одному из резидентов ТОР – компании «Спецавиатехника», которая является дочерней фирмой АО «УЗГА (Уральский завод гражданской авиации». В полном объеме строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов ЛМС-901 «Байкал» намечено завершить в середине 2025 г.
В настоящее время согласно планам, серийное производство машины ЛМС-901 должно начаться в конце 2025 г. Однако вначале необходимо доработать и сертифицировать турбовинтовой двигатель ВК-800СМ. Отечественный ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал» планируют сертифицировать к концу 2024 г. Только на третий квартал 2024 г. намечен первый полет самолета ЛМС-901 «Байкал» с ТВД ВК-800СМ. По официальной информации, серийный выпуск этого двигателя на УЗГА будет развернут в 2025 г. Вместе с тем можно предположить, что сертификация ТВД ВК-800СМ может быть сдвинута по времени «вправо».
Досье сайта
Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Расчетная дальность полета с нагрузкой 2 т – 1,5 тыс.км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 г.
Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».
Юрий Пономарев
Фото автора