Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в России за 2023 г. произошло 21 авиапроисшествие, в которых погибли 24 человека
По данным МАК, число авиапроисшествий в России в прошлом году на 1 млн. вылетов было наименьшим за последние 17 лет, при уменьшении пассажирооборота на 6%, а авиакатастроф – наименьшим за последние 13 лет. Количество погибших достигло в прошлом году минимального значения с 2000 г. По данным Росавиации, ежегодно в среднем (в течение трех прошедших лет) происходило около 800 авиационных инцидентов, 60% которых были вызваны отказом техники.
Всего с учетом авиации общего назначения (АОН) в России в прошлом году произошло 13 авиакатастроф (самолеты и вертолеты), в которых погибли 24 человека.
Статистика МАК не учитывает «события, связанные с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации». В частности, не учтена авиакатастрофа бизнес-джета Эмбраер «Легаси 600» с Евгением Пригожиным и его сподвижниками, происшедшая 28 августа 2023 г. в Тверской области. Самолет выполнял рейс по маршруту Шереметьево (Москва) – Санкт-Петербург. Погибли все находившиеся на борту 10 человек (3 члена экипажа и 7 пассажиров).
Авиапроисшествия с самолетами
По данным МАК, авиапроисшествий с самолетами взлетной массой свыше 5,7 тыс. кг в 2023 г. не было.
Первая авиакатастрофа 2023 г. произошла 9 января в Ямало-Ненецком автономном округе. Самолет Ан-2, выполнявший регулярный пассажирский рейс по маршруту Усть-Кара – Нарьян-Мар, столкнулся с землей рядом с селом Каратайка из-за сильного обледенения воздушного судна. Из 12 человек, находившихся на борту, погибли 2, в том числе пилот.
Наиболее резонансными авиапроисшествиями (без человеческих жертв) были следующие инциденты: аварийное приземление авиалайнера А320 на пшеничном поле в Новосибирской области. Самолет совершал полет по маршруту Сочи – Омск.
Происшествие с повреждением шасси (разрыв левого пневматика) при посадке в аэропорту Иркутска у самолета Ан-24Б авиакомпании «Ангара» при выполнении регулярного пассажирского рейса Нижнеангарск – Иркутск.
7 декабря в аэропорту Байкал (Улан-Удэ) через несколько минут после отрыва от взлетно-посадочной полосы у грузового самолета Ту-204 авиакомпании «Авиастар-Ту», направлявшегося в китайский Чжанчжоу, загорелся левый двигатель ПС-90А. Экипаж воздушного судна принял решение сбросить топливо и вернуться в аэропорт. Посадка прошла благополучно, без пострадавших.
Авиапроисшествия с вертолетами
Наиболее резонансная авиакатастрофа произошла с вертолетом Ми-8 авиакомпании «АлтайАвиа» 27 июля в Горном Алтае в селе Тюгур, когда при заходе на посадку вертолет задел электрические провода, упал и загорелся. На борту находилось 16 человек. Четверо человек погибли сразу, пятый умер в больнице, а 11 человек, из находившихся на борту, получили травмы.
В целом состояние с безопасностью полетов в коммерческой авиации РФ по абсолютным показателям улучшилось в 2023 г. Также улучшились абсолютные показатели безопасности по авариям и катастрофам с вертолетами и летательными аппаратами АОН. Однако необходимо отметить, что статистика показывает: в прошлом году большинство погибших было среди летного состава и пассажиров воздушных судов АОН, а не на регулярных рейсах.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы Западного межрегионального СУ на транспорте СК РФ