Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В авиакомпании «Авиация Колымы» началась эксплуатация двух пассажирских вертолетов Ми-38-4
В начале нынешнего марта два вертолета марки Ми-38-4 с регистрационными номерами RA-14340 и RA-14343 стартовали в Казани и в течение четырех дней, преодолев расстояние в 6,5 тыс. км, приземлились в Магадане. Во время перелета вертолеты делали промежуточные посадки, в частности, в Омске и Новосибирске.
Об машины были построены на КВЗ (в 2020 и 2021 гг.), и изначально были окрашены в цвета Специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами Президента РФ, но в эксплуатацию в составе СЛО так и не поступили, оставались на КВЗ. Не так давно винтокрылые машины были взяты в лизинг авиакомпанией «Авиация Колымы» в счет субсидии, выделенной правительством Магаданской области. Сейчас оба вертолета покрашены в цвета «касатки».
По официальной информации, в 2023 г. на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) планировалось построить только один серийный вертолет Ми-38, но не выпустили ни одной машины. Согласно прежним планам, в 2023 г. намечалось построить 4 машины марки Ми-38, а с 2025 г. ежегодно изготавливать по 5 вертолетов и так вплоть до 2030 г. Согласно измененным планам, только с 2026 г. начнут в течение года строить по пять и более винтокрылых машин этой модели.
Во многом столь длительный процесс связан с трудностями доводки турбовального двигателя ТВ7-117В, а также с импортозамещением ряда бортовых систем. В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) также заявили, что сейчас разработчик мотора компания «ОДК-Климов» сильно загружена изготовлением и доводкой двигателей других моделей в рамках гособоронзаказа.
Необходимо сказать, что в 2023 г. отечественные транспортные вертолеты взлетной массой 11-16 т были переклассифицированы холдингом «Вертолеты России» из средних в тяжелые в соответствии с существующей мировой практикой. Вертолет Ми-38 имеет максимальную взлетную массу 15,6 т. Винтокрылая машина предназначена для перевозки 30 пассажиров или 5 т грузов в салоне.
Всего выпущено вместе с опытными образцами 16 вертолетов Ми-38 различных модификаций, гражданского и военного назначения. В эксплуатации находится немногим более 10 штук.
Юрий Пономарев
Фото автора