Россия и Беларусь намерены создать новый самолет МВЛ

Два первых опытных образца российско-белорусского самолета МВЛ планируют построить в 2026 г.

Планы

Недавно о создании перспективного самолета МВЛ заявил заместитель премьер-министра Республики Белорусь Петр Пархомчик в интервью телеканалу «Беларусь-1». Летом 2023 г. во время визита премьер-министра Республики Беларусь Романа Головченко в Екатеринбург между белорусским ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» и российским АО «Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)» был подписан договор по созданию двухмоторного 19-местного самолета для местных воздушных линий (МВЛ), который в перспективе должен заменить эксплуатируемый в настоящее время в России чешский самолет МВЛ L-410. В Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь сообщили, что в июле 2023 г. с Россией также была подписана комплексная межведомственная программа по сотрудничеству в области авиастроения.

В свою очередь вице-премьер правительства РФ и руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что авиакомпании начнут получать перспективный самолет МВЛ в 2028 г. Завершить сертификацию самолета МВЛ, который пока не получил обозначение, планируют в 2027 г. Необходимо сказать, что сроки предельно сжатые.

Финишную сборку самолета Белоруссия намеревается осуществлять на 558-ом авиаремонтном заводе в Барановичах. Для развертывания серийного производства российско-белорусского самолета предстоит построить 20 тыс. кв. м дополнительных производственных площадей и приобрести около 100 единиц оборудования.

Реалии

Машина для местных авиалиний (МВЛ) L-410 была разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно продолжает строить машины L-410 на авиазаводе в чешском городе Куновице. В настоящее время на мировой рынок продвигается усовершенствованная сертифицированная модель L-410NG.

Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки, производимых с 2016 г. на Урале под Екатеринбургом на авиазаводе, принадлежащем УЗГА, осуществлялась через механизм финансового лизинга ГТЛК. Продвижением самолета МВЛ L-410 на рынок России и финансированием заказов занималась крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России.

До весны 2022 г. на Урале выпускалась русифицированная версия, в которой был импортозамещен ряд бортовых систем. После начала СВО в конце апреля 2022 г. чешская компания «Омнипол» выкупила 100% акций авиазавода «Эйркрафт Индастриз», на котором производились самолеты МВЛL-410, у российского владельца – УГМК. После введения санкций странами ЕС дальнейшие поставки в Россию узлов, агрегатов, двигателей и различных компонентов для крупноузловой сборки чешского самолета МВЛ были приостановлены. Сейчас сотрудничество УЗГА с отечественными авиакомпаниями ограничивается капитальным ремонтом самолетов модели L-410.

Необходимо отметить, что на самолетах L-410, которые в виде машинокомплектов поставлялись в Россию на предприятие УЗГА, устанавливались два турбовинтовых двигателя (ТВД) Н 80 (усовершенствованный Walter M601E), с взлетной мощностью 750 л.с. каждый. С 2009 г. компания «Валтер Эджин» (WalterEngine) принадлежит американской компании «Дженерал Электрик». Российский аналог ТВД Н 80 – мотор ВК-800СМ разрабатывается более 20 лет. Сертификация ТВД ВК-800СМ намечена на декабрь 2024 г. Разработкой двигателя ВК-800СМ занимается дивизион «Двигатели» УЗГА совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».

В марте-апреле 2022 г. были аннулированы прежние договоренности по поставкам машинокомплектов самолетов L-410 из Чехии в Россию, а 25 июня 2022 г. распоряжением правительства РФ № 1693-р утверждается и принимается к исполнению Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., в которой черным по белому утверждается выпуск 178 машин L-410 для отечественных заказчиков до 2030 г. начиная с 2027 г. Это же количество самолетов L-410 подтверждено в уточненном варианте Комплексной программы. Можно с большой долей уверенности предположить, что программа по выпуску самолету L-410, являющаяся пунктом Комплексной программы, останется на бумаге.

Юрий Пономарев

 

Фото ГК "Ростех"