Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Башкортостане развернуто серийное производство сертифицированной беспилотной авиационной системы вертолетного типа БАС-200 гражданского назначения
Официально заявлено, что на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) совместно с Национальным центром вертолетостроения (НЦВ) «Миль и Камов» планируется изготовить в 2024 г. 10 комплексов БЛА вертолетного типа БАС-200, основным назначением комплекса является транспортировка грузов.
В целом объем государственного заказа в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» для башкирских ООО «Интегральные роботизированные технологии» и АО «КумАПП» составит 3,3 млрд. рублей на 2024 г.
КумАПП входит в холдинг «Вертолеты России». Предприятие серийно производит вертолеты семейства Ка-27 и Ка-32, осуществляет их ремонт и модернизацию. Холдинг «Вертолеты России» организовал несколько лет назад в Башкортостане серийный выпуск первой отечественной сертифицированной беспилотной авиационной системы вертолетного типа БАС-200.
Начало летным испытаниям первого опытного образца БАС-200 было положено в 2021 г. В феврале 2022 г. завершилось изготовление трех опытных образцов комплекса БАС-200. В апреле 2022 г. были завершены производственные и приемо-сдаточные испытания по всем опытным образцам. Первый опытный образец БЛА БАС-200 был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2021. Во время МАКС-2021 холдинг «Вертолеты России» подписал с МФТИ договор по участию Института в разработке БАС-200.
Сертификат типа на БАС-200 был получен в декабре 2022 г. Бюджет проекта по серийному производству БАС-200 оценили в 1,84 млрд. рублей. Часть средств было привлечено из Фонда развития промышленности по программе «Приоритетные проекты».
Беспилотник БАС-200 разработан специалистами Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова на основе аппарата, техническую документацию на который приобрели у белорусской фирмы «КБ «Беспилотные вертолеты». Беспилотник спроектирован по классической одновинтовой схеме, оснащен роторно-поршневым двигателем. На беспилотнике установлен двигатель IAE50R-AA австрийской компании Austro Engine. Беспилотная авиационная система состоит из наземной станции управления с рабочими местами внешнего пилота и оператора целевого оборудования, двух БЛА вертолетного типа и транспортного контейнера.
Беспилотный летательный аппарат (БЛА) БАС-200 может совершать полеты продолжительностью до четырех часов и подниматься на высоту до 3,5 тыс. метров. Максимальная взлетная масса БЛА составляет 200 кг. БАС-200 может развивать скорость до 160 км/ч и нести коммерческую нагрузку массой до 50 кг. Стандартный запас топлива составляет 55 литров. Радиус действия канала связи – 100 км. По утверждению разработчиков, радиус действия беспилотника может достигать 460 км (при передачи управления БЛА от станции к станции).
Основные задачи БАС-200 – это перевозка грузов, поисково-спасательные работы, геологоразведка, авиапатрулирование лесного хозяйства и мониторинг линейных объектов: шоссейных и железных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. На беспилотный вертолет возможна установка широкого перечня оборудования: гравиметра, магнитометра, спектрометра, гиростабилизированной оптико-электронной системы и т.д.
Необходимо отметить, что АО «Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)» в 2023 г. приобрело для поставки в лизинг 21 беспилотную авиационную систему (БАС) в рамках заключенных с отечественными компаниями.
Юрий Пономарев
Фото rostec.ru