Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
12 января 2024 г. вице-премьер правительства и министр Денис Мантуров с инспекторским визитом посетил предприятия ОПК Урала
По официальным сообщениям, в заключение рабочей поездки руководитель Минпромторговли Денис Валентинович посетил Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), где ему были продемонстрированы перспективный учебно-тренировочный двухместный самолет УТС-800, приступивший к летным испытаниям в 2023 г., и самолет авиации общего назначения (АОН) ЛМС-901 «Байкал», проходящий в настоящее время сертификационные испытания.
Для авиационной общественности сообщение о начале летных испытаний УТС УТС-800 стало полной неожиданностью. О первом испытательном полете машины УТС-800 осенью 2023 г. нигде официально не сообщалось. Покров таинственности сопровождает реализацию программы по самолету УТС-800 уже несколько лет.
О перспективном самолете АОН ЛМС-901 «Байкал» известно больше. Осенью 2023 г. заместитель руководителя департамента авиапромышленности Министерства промышленности и торговли РФ Михаил Пересадин заявил СМИ, что легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолет «Байкал», который предназначен заменить устаревший самолет АОН Ан-2, до конца 2023 г. должен получить сертификат летной годности. Можно сделать предположение, что на УЗГА не уложились в установленные сроки сертификации самолета.
Досье сайта
УТС-800
Согласно афишированным летно-техническим характеристикам, максимальная взлетная масса УТС-800 (с заправкой для пилотажа) составляет 2150 кг. Масса пустой машины – 1700 кг. Крейсерская скорость полета составляет 360 км/ч. Максимальная скорость горизонтального полета – 460 км/ч. Максимальная эксплуатационная высота – 6 км. Конструкция УТС -800 рассчитана на перегрузки до +7 / -4 g. На самолете буду установлены катапультные кресла К-93 (Н=0, V=0).
Сейчас первый опытный образец самолета УТС-800 оснащен зарубежным турбовинтовым двигателем, который в дальнейшем разработчики машины намерены заменить на отечественный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800ПС разработки «ОДК-Климов». Отметим, что базовый вариант ТВД ВК-800 – мотор ВК-800С в настоящее время дорабатывается.
ЛМС-901 «Байкал»
Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Расчетная дальность с нагрузкой 2 т – 1,5 тыс.км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 г. Отечественный двигатель ВК-800СМ для самолета сейчас находится в стадии доработки.
Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».
Юрий Пономарев
На картинке: самолет УТС -800
Рисунок ГК "Ростех"