Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В самом конце декабря прошедшего 2023 г. Росавиация выдала одобрение главного изменения конструкции для усовершенствованного вертолета Ка-32А11М
Тем самым модификация Ка-32А11М подтвердила соответствие современным требованиям авиационных норм летной годности.
По заявлению разработчиков винтокрылой машины, в ходе сертификационных испытаний Ка-32А11М было выполнено более 100 полетов. На основе полученных данных специалисты произвели оценку работоспособности двигателей и основных систем, а также летно-технических характеристик винтокрылой машины. Также были проведены стендовые испытания по оценке устойчивости вертолета и его систем к электромагнитным полям высокой интенсивности и к разрядам молний. Ка-32А11М продемонстрировал возможность выполнения безопасного взлета и посадки в случае отказа одного из двигателей.
На вертолете установлены два отечественных турбовальных двигателя (ТВД) ВК-2500ПС-02 с цифровой системой автоматического регулирования и контроля БАРК-6В-7С. Ее применение дает возможность поддерживать оптимальный диапазон мощности, в том числе, при эксплуатации в высокогорье и в районах с жарким климатом.
На Ка-32А11М доработана система охлаждения, что позволит эксплуатировать вертолет при экстремально высоких температурах. В то же время, одно из преимуществ вертолетов новой модификации – возможность бороться с огнем даже в сильные морозы, до -20 градусов по Цельсию, что реализовано впервые в мире.
По утверждению разработчиков вертолета, два двигателя ВК-2500ПС-02 (вместо ТВД ТВ3-117ВМА) должны существенно улучшить летно-технические характеристики вертолета при эксплуатации в жарких условиях и в горной местности. Грузоподъемность Ка-32А11М при работе в таких условиях должна возрасти приблизительно на 1,6 т. При этом одно из основных преимуществ ТВД ВК-2500ПС-02 наличие повышенного ресурса и надежность при работе с внешней подвеской. Необходимо сказать, что двигатели ВК-2500ПС-02 повышают устойчивость и безопасность управления вертолетом при сильном боковом ветре. Это позволит расширить географию использования машины при тушении лесных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций.
Впервые о разработке новой модификации противопожарного вертолета Ка-32А11 было объявлено в 2019 г. Впервые широкой публике опытный образец модернизированного вертолета Ка-32А11М в противопожарном варианте был продемонстрирован на статической стоянке на МАКС-2021. Летные испытания модернизированного противопожарного вертолета Ка-32А11М начались в ноябре 2022 года. Первый полет винтокрылой машины Ка-32А11М на режиме висения прошел в летно-испытательном комплексе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП), расположенного в Башкирии. Серийный выпуск винтокрылых машин марки Ка-32А11 намечено осуществлять на КумАПП. Холдинг «Вертолеты России» готов приступить к поставкам модернизированного Ка-32А11М в 2023 г. при наличии заказов.
Модернизация вертолета Ка-32А11М также состоит из оснащения кабины пилотов индикаторами с экранами на жидких кристаллах (ЖКИ), так называемой «стеклянной кабины». Проведено обновление состава бортового радиоэлектронного оборудования. Предусмотрена возможность управления вертолетом с использованием очков ночного видения, что повышает эффективность и безопасность полетов в темное время суток. По утверждению разработчиков вертолета, машина Ка-32А11М способна тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности.
Новая система пожаротушения, установленная на вертолете, адаптирована для использования водяной пушки. Системы СП-32 имеют электрический обогрев, что позволит использовать усовершенствованную противопожарную машину при температурах до -20 градусов С. Вместимость отечественной подвесной системы пожаротушения СП-32 с функцией подогрева воды до 4000 литров с возможностью использования 400 литров пеноагента.
Согласно принятой Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. прогнозировалось производство и поставки в 2023 г. первых четырех серийных машин Ка-32А11М (не только в противопожарном варианте). С 2025 г. по 2030 г. намечается суммарно изготовить 33 вертолета Ка-32А11М, т.е. в среднем по 5-6 машин ежегодно. Планируется не только выпуск новых машин, но и модернизация находящихся в эксплуатации Ка-32А11 до уровня Ка-32А11М. Серийное производство и ремонт вертолетов семейства Ка-32 осуществляется в Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП).
Юрий Пономарев
Фото rostec.ru